Искра жизни: рецензия на спектакль «Глубокое синее море» в Молодёжном театре на Фонтанке

Источник: портал КудаGO Санкт-Петербург
Текст: Наталия Агапова

Кому из живущих на свете не приходилось расставаться с любимыми? Спектакль Семёна Спивака по пьесе Теренса Рэттигана можно назвать терапевтическим. Главная героиня в исполнении Эмилии Спивак оказывается, согласно английской пословице, «между дьяволом и глубоким синим морем», переживает внутреннюю катастрофу, но борется и в итоге побеждает.


«Чтобы судить человека, надо пережить то, что он пережил, а никому не известно, что у него на душе». Так полагает герой спектакля доктор Миллер, который, правда, не любит, чтобы его называли доктором. «Глубокое синее море» Теренса Рэттигана в постановке Семёна Спивака — пронзительная драма с финалом, наполненным любовью к жизни — ещё один глубокий и человечный спектакль в репертуаре Молодёжного театра.

День в доме с меблированными комнатами где-то в бедном квартале Лондона начинается с того, что жильцы сбегаются на запах газа. В номере, снимаемом супругами Пейдж, лежит без сознания Хестер Пейдж. Она жива, но что же заставило женщину тридцати пяти лет совершить попытку самоубийства?

Героиня Эмилии Спивак — натура тонкая и творческая, девушка талантливо пишет картины, хотя нигде этому не училась. Её настоящее имя — Хестер Коллер. Будучи замужем, она встретила лётчика-испытателя по имени Фредди Пейдж и, бессильная перед охватившей её любовью, ушла от мужа.

С тех пор смысл её жизни — брутальный и грубоватый Фредди (Александр Тихановский), человек, который её не понимает и совершенно ей не подходит. Ради него Хестер живёт в непривычных для себя нищенских условиях, испытывает нужду, скрывается от старых знакомых и от мужа, проводя дни практически взаперти и ожидая, когда же любимый, наконец, вернётся домой из очередного клуба. Фредди к тому времени уже не лётчик, он запил и потерял работу. В тот день, когда Хестер решила покончить с собой, она ждала любимого домой к обеду, а он забыл и не пришёл. Забыл, что у неё день рождения. Быть готовой на всё ради человека, который даже не помнит, когда у тебя день рождения? Хестер не может перестать любить, но она больше не уважает саму себя. Она себя ненавидит и не хочет жить.

Спасти героиню от непоправимого шага на протяжении всего спектакля пытается суровый и сдержанный доктор Миллер (заслуженный артист России Пётр Журавлёв). В прошлом переживший похожую трагедию, он знает, на что способен человек в отчаянии. «Мы привязываемся к тем, кто нас не любит», — объясняет он Хестер.

Сложно представить кого-то более хрупкого и беззащитного перед собственными чувствами, чем Хестер Коллер в исполнении Эмилии Спивак. Появившись в начале спектакля в огромной пижаме, с дрожащими руками и хриплым голосом, она кажется существом из иного мира. Её речь наполнена болезненными интонациями. Она хочется казаться обольстительной и весёлой, показать всем своим видом, что у неё всё хорошо. Тем временем в её голосе слышится: «как мне жить?», «зачем мне жить?». На лице то и дело блестят слёзы, за смехом скрываются рыдания. Героиня воспринимает реальность только через призму своей любви, больше для неё ничего не существует. Наблюдая за Хестер, невозможно отделаться от мысли, что она едва стоит на ногах и пытается найти опору, не важно, выпила ли она снотворное, вино или ничего не пила.

Впечатление выбитой из-под ног почвы создаёт и оформление сцены: светящиеся разноуровневые платформы напоминают скользкий лёд, а наклонный пол заставляет героев ходить, словно преодолевая препятствия. В целом сценография Николая Слободяника очень лаконична, на сцене лишь несколько необходимых предметов мебели, да огромное окно по центру. Важнейшая роль отдана музыке и освещению — в голове Хестер звучит навязчивый трек, а платформы на полу светятся разным цветом в зависимости от её эмоционального состояния.

Настоящий муж Хестер — сэр Билл Коллер (Андрей Кузнецов). Билл спокоен, уравновешен, полон достоинства и при этом так сильно любит свою жену, что готов дать её развод, лишь бы она была счастлива. Картина переживаний Билла написана сдержанными красками: Андрей Кузнецов передаёт смену эмоциональных состояний одним лицом. Его герой понимает, что заставить любить невозможно и скрепя сердце смиряется со своей участью.

Хес приветлива с Биллом и даже рада его видеть, но… он не вызывает у неё разрывающего изнутри чувства нежности, которое она испытывает к Фредди (то, с какой искренней полнотой чувств Хестер обнимает своего возлюбленного, можно отнести к отдельному виду искусства).

Что же касается Фредди, то он просто не умеет чувствовать так глубоко, как Хестер с её тонкой душевной организацией. Он признаётся, что любит её, как может, но стать другим не в его силах. К попытке Хестер покончить с собой Фредди относится иронически — ответственность и сострадание ему тоже явно не близки. В итоге Фредди уходит, и все попытки Хестер удержать его оказываются напрасны. В эту секунду мир лишается цвета — пространство сцены отражает состояние героини и окрашивается чёрно-белым. Кажется, что теперь-то Хестер точно доведёт своё страшное намерение до конца.

Разворот в сознании героини происходит после сцены на грани жизни и смерти. Мистер Миллер вырывается в комнату, которая вновь наполнена газом, и в этом угаре находит для обезумевшей Хестер простые и исцеляющие слова. Тогда она впервые осознаёт, что за стенами её боли есть жизнь — там светит солнце, шумят машины, по улицам ходят люди. Хестер собирает всю свою волю и мужество. Она говорит о будущем, о том, что хочет поступить в художественную школу. И даже спокойно прощается с забежавшим всё-таки до отъезда Фредди, глядя на него уже другими глазами. А в финале сдёргивает с окна тёмную штору, распахивает его настежь и смотрит на открывшийся перед нею мир.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо