Сергей Яценюк. Кинодорога началась с улыбки судьбы
Текст: Ирина Мохова
В Петербурге есть площадь, которую не найти на карте. Пятачок на углу Фонтанки и Измайловского проспекта студенты народного артиста Семена Спивака называли площадью одного тополя. Здесь собирались после мастерства, обсуждали, что сделали и загадывали, что будут делать. Один из них – артист театра и кино Сергей Яценюк и сегодня любит бывать на набережной, где были сделаны первые шаги в профессию.
– Кто первым сказал, что Вам нужно идти в артисты?
– Никто не говорил, для меня самого и для семьи было неожиданным решение ехать в Петербург поступать в академию театрального искусства. В детстве мама сначала отдала меня в музыкальную школу, я по 8 часов играл гаммы и зазубривал этюды, пока дети за окном играли в мячик. Конечно, мне это не нравилось, я спорил с мамой, ссорился, и она решила найти для меня другое занятие, связанное с творчеством. Меня отвели в студию при Драматическом лицейском театре в Омске, но никто не думал, что сцена мне так зайдет. Когда друг после школы сказал, что едет поступать, я решил с ним за компанию и сказал родителям. Папа пожелал: «Удачи, сынок!». Поступили и я, и друг.
– Мечта о профессии и реальность совпали?
– Мечты не было, было как у любого первокурсника ощущение, что ты сверхталантлив и можешь все, дайте только попробовать. Но быстро обломали зубы об это «Я все могу!», и стало понятно, что этой профессии нужно учиться. Как говорит наш мастер Семен Яковлевич Спивак, научить ей нельзя, можно только научиться. Огромный, кропотливый труд 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, даже когда находишься не на площадке. Учились мы при театре, у потрясающего человека и режиссера, и быстро возникло желание сыграть спектакль, главную роль, внести свою каплю творчества в жизнь Молодежного театра на Фонтанке. Слава Богу, у меня все случилось, приходят роли, которые нужны в данный период моей жизни.
– Какой фильм и спектакль посмотреть, чтобы познакомиться с актёром Сергеем Яценюком?
– Я бы назвал «Метро», «День свадьбы», «Нас обвенчает прилив» – совершенно разные спектакли и работы. С фильмами сложнее: кино – совершенно другой вид творчества, где бывает, играл ты одно, а финальный вариант роли сильно отличается от задуманного. Кардинальное отличие от театра – ты не видишь картину целиком. На сцене известно, что будет происходить, ты погружаешься и проживаешь в моменте, обмен энергией идет здесь и сейчас. На съемочной площадке безумно интересно, но по-другому. В разные дни снимаются разные сцены, с какими-то персонажами можешь даже не увидеться, ты творишь рядом с режиссером и оператором. Когда выключается камера и звучит «Смена окончена», сотворчество заканчивается и начинается творческий процесс другого порядка – на монтажном столе. С актером уже не советуются, какую линию протянуть, но сами съемки – невероятно интересный творческий процесс. Со многими режиссерами мы и после проектов переписываемся, общаемся.
– Профессиональный путь на сцене начался ярко, сразу две престижные премии за лучший дебют в «Метро» и в «Жестоких играх». А как начиналась кинодорога?
– С очень смешного случая. Я пробовался на главную роль в сериал «Дорогой мой человек» кинокомпании «Панорама». В кресле режиссера сидел Егор Абросимов, мы много раз встречались, репетировали, были парные пробы и пробы грима. Когда на главную роль осталось только два претендента, нас старательно разводили, приглашали в разные дни в разное время. И вот настал ответственный день, еду в машине со своим лучшим другом, с которым когда-то приехал поступать за компанию. Делюсь, что мечтаю сыграть главную роль, остались последние пробы. Он спрашивает: «Куда?» и замирает. Оказывается, это с ним, самым близким для меня человеком в Петербурге, нас уже 3 недели разводят, не дают встречаться. Мне было смешно. Закончилось тем, что мой талантливейший друг Ким Дружинин получил главную роль, а я сыграл его однокурсника, и началась моя кинодорога.
– В каком кинопроекте сейчас заняты?
– Из того, о чем могу говорить, отсняли под Рязанью полнометражный художественный фильм с рабочим названием «Если долго идти навстречу». За основу взят «Лес» Захара Прилепина, и есть вкрапления из других рассказов. В проект попал молниеносно, мне очень понравился сценарий, увидел, что может получиться атмосферный фильм-воспоминание, разговор с самим с собой, с природой, с богом. Идут еще одни съемки – проект «Романовы», про них я пока не могу говорить подробно, но процесс очень интересный, хочется, чтобы вышел еще один классный фильм.
– В каком временном контексте Вам гармонично существовать?
– Такого вопроса никогда не стояло. В любом! Наверное, немного сложнее историческое кино: мы дети своего времени, приходится следить за собой в кадре, отсекать современные примочки, как, например, в «Екатерине», которую недавно показали. Плюс требуется погрузиться в контекст эпохи, смотреть, читать, общаться с экспертами. Но если ты понимаешь, что материал интересен, он тебе нужен и ты ему нужен, соглашаешься.
– Вас называют актером, который легко «переключает регистры», переходит из одного состояния в другое. В каком фильме удалось задействовать широту актерского диапазона? – У нас в театре Семен Яковлевич называет это психологическим слаломом. Ты как лыжник несешься с горы и должен на огромной скорости дотронуться до всех флажков. Но в кино не припомню, чтобы в одной сцене играл большой спектр эмоций. Молниеносные яркие переходы в одном эпизоде не требуются. Фильм – это скорее от головы, нежели в театре, где ты задействуешь все 3 главные чакры.
– Конфликт между сердцем и разумом случается при выборе киноматериала? – Это происходит часто. Недавно предложили большую роль в фильме, нужно было играть нациста, переводчика в детском концлагере. Конечно, артист должен уметь сыграть все, но я отказался: понял, что ничего кроме ярости не происходит со мной. Мой дед воевал, я рос на его рассказах, у меня отношение к этому определенное. И вся семья мое решение поддержала. Когда родился старший сын, появилось очень простое мерило – показал бы я ему, а потом уже и младшему сыну этот спектакль, кино, песню.
– Получается ли ходить в кинотеатр?
– Я обожаю кинотеатры, их атмосферу, большой экран! Был период, когда покупал билеты на все сеансы подряд и целый день проводил в кино. Последним ярким впечатлением стал «Мастер и Маргарита». Не надо его сравнивать ни с чем, он другой. Посмотрел с удовольствием и даже рекомендовал жене, поскольку сам смотрел в другом городе, пока был на съемках.
– Любимый фильм есть?
– Так получилось, что до 30 лет я не видел «Романс о влюбленных». А когда посмотрел, испытал культурный шок. Преклоняюсь перед создателями этого кино, это поэтический шедевр. И картинка, и музыка, и режиссер, и артисты – глыбы, они создали поэзию на экране. Я так не рыдал никогда. А еще среди любимых фильмов картины, названия которых звучат как девиз или жизненное напутствие: «Жизнь прекрасна» и «Куда приводят мечты».