СЕМЁНУ СПИВАКУ 70. ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Источник — Петербургский театральный журнал от 14 июня 2020 года
Юбилей Семена Яковлевича Спивака. Сегодня. Кажется, он сидит в изоляции и угорает от сотен видео-представлений тех, кто хочет поступать на актерский… А так бы, конечно, в Измайловском поставили столы и праздновали.
Сегодня приходится рассказывать молодым, что был в 80-е, в Автово, такой Молодой театр, театр социального острого высказывания, и был Спивак, ставивший розовского «Кабанчика» (спектакль «Удар») и «Дорогую Елену Сергеевну»… И мы ехали в театрально-концертный комплекс «Время» у черта на куличках… Приходится рассказывать, что в театре Ленсовета Елена Соловей играла «Я — женщина», и всем было понятно, что именно Спиваку Владимиров оставит Ленсовет. Но — режиссерская ревность, план не состоялся…
Приходится рассказывать все это потому, что у всех очень прочно имя Спивака связано только с Измайловским садом (как будто он, а не купец Тумпаков в начале ХХ века начал там театральное дело) и Молодежным театром. (Что не он его создал — тоже приходится рассказывать, не всякий уже помнит, что Спиваку оставил театр Ефим Михайлович Падве, как он же чуть раньше оставил МДТ Льву Додину…)
Приходится объяснять, потому что, конечно, нынешний Молодежный театр в его нынешнем виде создал именно Семен Спивак. И все мы помним «Мещанина во дворянстве», «Танго» и «Грозу», а особенно «Смерть Ван Халена». «Петербургский театральный журнал» много писал о Молодежке, и в самом начале большое интервью со Спиваком называлось «Кто-то должен оставаться у очага». Вот несколько десятилетий Спивак у этого очага остается.
Неслучайны люди, выбранные нами сегодня для поздравлений Семену Яковлевичу. Редко режиссеры дружат, причем всю жизнь. Спивак и Геннадий Тростянецкий дружат, и это вызывает настоящее уважение.
Полтора десятилетия назад «ПТЖ» издал книгу Ольги Скорочкиной «Нескучный сад Семена Спивака», так что и этот авторский тост закономерен.
Анатолий Петров, несомненный протагонист Молодого, а потом и Молодежного театра 90-х, — ключевая фигура «театра Спивака».
Остальных поздравляльщиков, многочисленных учеников и преданных зрителей просим заполнить собою комментарии — так же, как ежевечерне заполняется зал Молодежки. То есть — аншлагово!
С юбилеем, «Сеня Спивак», Семен Яковлевич!
Ольга Скорочкина
БЕЛЫЕ НОЧИ
«Есть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое-то другое, новое, как будто нарочно заказанное для этих углов, и светит на все иным, особенным светом. В этих углах выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит, а такая, которая может быть в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время. Вот эта-то жизнь и есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем… В этих углах проживают странные люди — мечтатели!»
Этими словами начинался мой показ «Белых ночей» Ф. М. Достоевского мастеру 4-го режиссерского курса Г. А. Товстоногову.
На снимке 17 декабря 1977 года: ЛГИТМиК, 35-я аудитория, «Союз Мечтателей» курса А. И. Кацмана.
Крайний справа — Сережа Бехтерев, сидит Кошонин Сергей, над ним — Сережа Власов, Андрей Краско, полуоткрыв рот, смотрит на Главного Мечтателя.
Главный Мечтатель через секунду произнесет знаменитую фразу: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
В роли Главного Мечтателя — мой однокашник Семен Спивак.
VKontakte
LiveJournal
Мой Мир
LiveInternet
14 июня 2020
СЕМЁНУ СПИВАКУ 70. ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Юбилей Семена Яковлевича Спивака. Сегодня. Кажется, он сидит в изоляции и угорает от сотен видео-представлений тех, кто хочет поступать на актерский… А так бы, конечно, в Измайловском поставили столы и праздновали.
Семён Спивак.
Сегодня приходится рассказывать молодым, что был в 80-е, в Автово, такой Молодой театр, театр социального острого высказывания, и был Спивак, ставивший розовского «Кабанчика» (спектакль «Удар») и «Дорогую Елену Сергеевну»… И мы ехали в театрально-концертный комплекс «Время» у черта на куличках… Приходится рассказывать, что в театре Ленсовета Елена Соловей играла «Я — женщина», и всем было понятно, что именно Спиваку Владимиров оставит Ленсовет. Но — режиссерская ревность, план не состоялся…
Приходится рассказывать все это потому, что у всех очень прочно имя Спивака связано только с Измайловским садом (как будто он, а не купец Тумпаков в начале ХХ века начал там театральное дело) и Молодежным театром. (Что не он его создал — тоже приходится рассказывать, не всякий уже помнит, что Спиваку оставил театр Ефим Михайлович Падве, как он же чуть раньше оставил МДТ Льву Додину…)
Приходится объяснять, потому что, конечно, нынешний Молодежный театр в его нынешнем виде создал именно Семен Спивак. И все мы помним «Мещанина во дворянстве», «Танго» и «Грозу», а особенно «Смерть Ван Халена». «Петербургский театральный журнал» много писал о Молодежке, и в самом начале большое интервью со Спиваком называлось «Кто-то должен оставаться у очага». Вот несколько десятилетий Спивак у этого очага остается.
Неслучайны люди, выбранные нами сегодня для поздравлений Семену Яковлевичу. Редко режиссеры дружат, причем всю жизнь. Спивак и Геннадий Тростянецкий дружат, и это вызывает настоящее уважение.
Полтора десятилетия назад «ПТЖ» издал книгу Ольги Скорочкиной «Нескучный сад Семена Спивака», так что и этот авторский тост закономерен.
Анатолий Петров, несомненный протагонист Молодого, а потом и Молодежного театра 90-х, — ключевая фигура «театра Спивака».
Остальных поздравляльщиков, многочисленных учеников и преданных зрителей просим заполнить собою комментарии — так же, как ежевечерне заполняется зал Молодежки. То есть — аншлагово!
С юбилеем, «Сеня Спивак», Семен Яковлевич!
ГЕННАДИЙ ТРОСТЯНЕЦКИЙ
БЕЛЫЕ НОЧИ
«Есть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое-то другое, новое, как будто нарочно заказанное для этих углов, и светит на все иным, особенным светом. В этих углах выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит, а такая, которая может быть в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время. Вот эта-то жизнь и есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем… В этих углах проживают странные люди — мечтатели!»
Этими словами начинался мой показ «Белых ночей» Ф. М. Достоевского мастеру 4-го режиссерского курса Г. А. Товстоногову.
На снимке 17 декабря 1977 года: ЛГИТМиК, 35-я аудитория, «Союз Мечтателей» курса А. И. Кацмана.
Крайний справа — Сережа Бехтерев, сидит Кошонин Сергей, над ним — Сережа Власов, Андрей Краско, полуоткрыв рот, смотрит на Главного Мечтателя.
Главный Мечтатель через секунду произнесет знаменитую фразу: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
В роли Главного Мечтателя — мой однокашник Семен Спивак.
Сцена из спектакля «Союз Мечтателей».
«Бывают странные сближенья…»
Бывают еще более странные, дорогой Александр Сергеич!
Часовое колесо фортуны, где каждый час идет за год, свершит свой полный оборот, и Главный Мечтатель создаст в Петербурге свой уголок. И туда действительно будет заглядывать новое солнце.
И светить на наше серьезное-пресерьезное время иным, особенным светом! Постойте-ка в одну из белых ночей у решетки Измайловского сада, бросьте взоры округ на всех «петербургских людей», выходящих после спектаклей Молодежного театра, и вы непременно прочитаете, что написано на их лицах: «Боже мой! Целая минута блаженства!..» — и т. д.
Обитатели Каменного и Аптекарского островов или Петергофской дороги, жители Парголова и посетители Крестовского острова только что жили одним дыханьем, их сердца бились в одном ритме — разве не странно? Поистине «смесь чисто фантастического и горячо-идеального!».
В 1990 году пришло в Питер новое поколение — четыре сорокалетних господина почтенной наружности стали у руля четырех театров — Литейного, Балтдома, Комедии и Молодежного.
После нескольких лет трудов праведных, не сразу, но все же — троим фортуна отмерила другие пути, а Главный Мечтатель выстоял.
Самый хрупкий из нас, самый ранимый, быть может, самый чуткий — выстоял.
«Бревно не пробьет каменную стену, а тоненький росток пробивается через асфальт» (см. восточные мудрости!).
Зеленеет Измайловский сад сочными упругими листьями, осенью вступит в права хозяин-багрянец, золотистый ковер зашуршит под ногами, потом морозец покроет голые ветви, замершие, словно недозвучавшие струны, а следом — нежные зеленые побеги, точно открывшиеся зеленые глазки н а д е ж д ы, разбегутся по всему саду — глазастый зеленый сад Надежды!
Так и спектакли Главного Мечтателя разны в атмосфере своей: иные — упругие в поисках истины, сквозь другие ветром проносится смех, эти — замерли от звука внезапно лопнувшей струны, а над этими легким туманом витает ирония, полная ностальгии и горечи. Но в каждом, в каждом обязательно раскрываются глаза Н а д е ж д ы.
Главный Мечтатель за три десятка лет вырастил свой сад — актеров и актерок. Воистину, хорош ансамбль Измайловского парка! Да в придачу саженцы — с т о учеников за четверть века.
А звезды в Измайловском царстве на своем месте — на небе, ими любуются в ясную морозную ночь, когда за полночь выходят из театра после затянувшейся репетиции.
Главный Мечтатель любит Главную Мысль известного Строителя известного Театра: Режиссер — всегдашний представитель Зрительного зала. На репетиции — перед артистами. И тогда на спектакле артисты — представители Режиссера перед Зрительным залом.
И тут уж ничего не поделать — именно его, Режиссера-Мечтателя главные мысли в этот миг, когда — перед залом, должны стать мыслями всего ансамбля.
Они, эти мысли, всегда выстраданные им лично, прокаленные собственным жизненным опытом, до последней капли прочувствованные, те, в которых, быть может, трудно кому-либо из нас признаться, следы от потерь и расставаний, от встреч и убитых радостей — все эти «горячо-идеальные» мысли извлекаются Мечтателем из Великих текстов и должны быть представлены своему ансамблю, который мучительно, но всегда неизменно, в конечном итоге присваивает их.
Нечто фантастическое, согласитесь!
Рассказывают.
Однажды серебристой белой ночью в Измайловский парк вошла говорливая процессия: Шекспир и Мольер, Торнтон Уайлдер и Островский, Люся Разумовская, Славомир Мрожек, А. П. Чехов, Розов, Брехт с дымящейся сигарой, Сомерсет Моэм, Мигель де Сервантес Сааведра с медным тазиком для бритья, об руку — Жан Кокто и Жан Ануй, Булгаков и Юкио Мисима до харакири. Величественные фигуры бродили среди деревьев и были потрясены, как выбежавший им навстречу Главный Мечтатель мгновенно накрыл их своей Линией Жизни вместе с их неубитыми радостями и еще не завершенным жизненным опытом.
Но еще большее удивление вызвала у них выходившая из здания театра возбужденная толпа зрителей в полтыщи человек, а следом за ней из другого здания — в треть тыщи человек, и обе наперебой клокотали об Отелло и Трех Сестрах, о Шен Те, Дон Кишоте и господине Журдене, о какой-то Елене Сергеевне и Маркизе де Саде, тут же мужчины из первой толпы галантно пригласили женщин из второй на Танго, и над Измайловским садом внезапно взлетел Жаворонок!
Великие сняли шляпы!
…Конечно же, нет никакой толпы, а есть «питерские люди», человеки. Каждый из которых пережил свои встречи-расставания, свою боль, потерю любви, узнал предательство друга, несправедливое клеймо-навет, испытал радость победы, взрастил с в о й сад.
Они хотят бежать от «смеси… тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого», ибо чувствуют, что жизнь, которая именно так «выживается», может подкрасться незаметно и захватить с головой.
Они идут в Молодежный театр не за сенсацией, не за звездами — их, кажется, еще лучше наблюдать в Парголово. Они знают, что могут получить — и получают! — не меньшую радость в д р у г о м театре, увидев нечто н е ч е л о в е ч е с к и прекрасное.
Но они идут сюда за чем-то неизменным, что сидит в них глубоко и дает силы жить.
Они знают, что в этом Главный Мечтатель их не обманет.
Не только потому, что он грамотный режиссер — да-да, в производстве театральных мечтаний необходимо знание грамоты! — но и потому, что он — человек с совестью.
Да-да, именно так.
Просто.
Они идут сюда за «ч е л о в е ч е с к и м у з н а в а е м ы м».
Это их общая «энергия заблуждения» — Мечтателя, его Театра и его Зрителя, она дает им «с и л ы ж и т ь», и никуда от этого не деться, ибо счет идет уже на десятки лет.
«Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Имя Спивак означает именно то, что в нем слышится.
Мой друг Семен Спивак держит свою мелодию.
Когда Измайловский сад пустеет, Петербургский ангел, примостившийся на скамейке, остается в полном одиночестве.
Кажется, он что-то напевает!
Прислушайтесь…
Геннадий Тростянецкий
ТОЧКИ РОСТА
Холодное весеннее утро 1983 года. Комиссия Министерства культуры по указанию ЦК КПСС прибыла в Ленинград. Днем встреча с сотрудниками Управления культуры и руководством Театра им. Ленинского комсомола. На встрече выяснилось, какова цель приезда — спектакль по пьесе Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» пройдет без зрителей. Не будут допущены даже сотрудники театра. Только три члена комиссии. Нельзя сказать, что известие об этом смутило режиссера-постановщика Семена Спивака. В его вдохновляющей речи, обращенной к участникам спектакля, проявился во всем блеске и заразительности талант режиссера — защитника своего детища. Речь шла о том, чтобы защитить, отстоять, доказать и т. д. Артисты шли на сцену, вдохновленные его словами, и парили над ней, виртуозно существуя в тамошних обстоятельствах. Кто знает, может, это был их лучший спектакль!
Эффект получился незаурядный, ведь в зале люди работали: двое вообще не поднимали головы, внимательно сличая текст, а один смотрел и время от времени что-то записывал в блокнот. Им надо было просто закрыть спектакль. Снять его. И они сняли.
Может быть, этот эпизод в творческой биографии С. Я. Спивака окончательно утвердил базовый принцип начала его творчества — наивный театр.
Интересный случай полной противоположности задач на сцене и в зале. А если добавить отсутствие видимого конфликта — то вообще абсурд. Ощущения наивного театра стали острее. Наверное, поэтому через четыре года он поставит эту пьесу опять. И правильно сделает. Песни надо допевать, а метод требует проверки. Режиссер рос, и, говорят, вторая постановка была еще лучше.
Весна 1988-го. Руководитель Молодого театра при Ленконцерте С. Я. Спивак объявил сбор коллектива. На повестке дня один вопрос — выбор приоритета:
а) бороться за свой театр, за помещение, без которого уже никак
б) продолжать репетировать «Танго» Мрожека.
Принято единогласно: репетировать «Танго». Парадокс, но более счастливого Спивака мне удавалось увидеть потом редко… «Танго» вышло через полгода.
Октябрь 1989 года. Назначение в Молодежный театр. С ним туда придет коллектив со своими спектаклями. Сколько звонких голосов раздавалось: так не бывает!.. Две труппы не уживутся!.. И т. д., и т. п. Знаете, никого не уволили, но через пару лет об этом никто и не вспоминал. Потому что труппа стала одна! «Мещанин во дворянстве», «Смерть Ван Халена», «Гроза»… Интересно, конечно, изучить этот опыт. Хотя зачем — жизнь продолжается.
Отсчет ведется спектаклями и новыми соратниками. Личности рядом — это ведь тоже точки роста. И начало многообещающее — Г. М. Опорков и И. П. Владимиров, Ваши главные режиссеры. Есть у кого поучиться, и Вы учитесь. Дальше Вы сами уже главный, но круг людей всевозможных театральных профессий расширяется. Вот только некоторые. Март Фролович Китаев и Михаил Платонов, Александр Орлов и Ирина Чередникова, Иван Благодёр и Сергей Грицай. А Ваша работа в Москве и, конечно же, дружба с замечательной семьей Кореневых из Театра им. К. С. Станиславского, теперь — Электротеатра. А Ваши студенты! А Ваши талантливые, замечательные артисты всех поколений!..
25 лет назад я покинул Молодежный театр. 20 лет назад последний раз репетировал со Спиваком «Священные чудовища» Кокто. Даже заголовок хотел оставить: «Двадцать лет без Спивака». Шучу. Я всегда с тобой. Мы же друзья.
С юбилеем! Спасибо за наивный театр. За энергию заблуждения, за неожиданные открытия на репетициях.
Желаю здоровья, отточенности в умении распределяться, и пусть вдохновение и юмор не оставляют Вас, Семен Яковлевич.
С уважением,
Ваш Анатолий Петров
(роли в 11 спектаклях С. Я. Спивака, из них 9 — главные).