Источник – Театрал
Беседовал Виктор БОРЗЕНКО
18 января Молодежный театр на Фонтанке отметил свое 40-летие, а накануне директор театра Ольга РОМАНЕЦКАЯ рассказала «Тетаралу» о планах и надеждах коллектива.
Беседовал Виктор БОРЗЕНКО
18 января Молодежный театр на Фонтанке отметил свое 40-летие, а накануне директор театра Ольга РОМАНЕЦКАЯ рассказала «Тетаралу» о планах и надеждах коллектива.
– Ольга Николаевна, второй сезон подряд вы – директор Молодежного театра на Фонтанке. И знаю, что для вас назначение на директорский пост было своего рода риском. Напомним читателям: вам пришлось довольно поспешно занять этот пост (по сути выручить театр), поскольку скоропостижно скончалась директор Лилия Семенова…
– Моя цель в прошлом сезоне заключалась именно в том, чтобы не снизить тот уровень, который был задан Лилией Анатольевной. Она была очень опытным директором и много сделала для Молодежного театра.
– Но вот сезон прошел…
– Да, сезон прошел и надо двигаться дальше, чтобы жизнь Молодежного театра не останавливалась. У нас масса планов, идей. Они касаются не только спектаклей, но и других проектов, направленных на более тесное общение со зрителем. Например, у театра большой парк, который мы рассматриваем как своего рода «зеленое фойе». И уже три года подряд в День города, 27 мая, мы проводим там театрализованные праздники.
Приглашаем публику, которая становится участницей масштабного действа. В Год театра мы устроили в Измайловском парке нечто вроде «театрального лабиринта» – зрители могли не только примерить костюмы, попробовать грим, сфотографироваться, но и пообщаться с артистами.
– Это ваша идея?
– Когда-то давно ее предложила Лилия Анатольевна, но мы намерены ее развивать и не ограничиваться только лишь Днем города. В парке можно проводить чтецкие вечера, викторины, выставки, концерты… Мы нацелены на то, чтобы деятельность Молодежного театра была разнообразной…
– Так говорят и многие ваши молодые коллеги, которые занимают директорский пост, приходят окрыленные, со своими идеями, но потом начинается рутина (отчеты, бухгалтерия, налоги) и творческий огонек угасает…
– Да, я боюсь такой участи. Но все же надеюсь, что мне хватит сил заниматься не только документами. У меня достаточно долгая история работы в театре, причем не только в этом. Я десять лет работала в Театре комедии и прошла путь от билетера до главного администратора. Но даже в эти не совсем творческие обязанности нужно вкладывать душу - помогать артистам, поддерживать командный дух…
Когда я пришла в Молодежный театр на Фонтанке, не зарядиться его атмосферой было просто невозможно! Это Театр-Дом. Я смотрю на наших артистов и всегда спрашиваю себя: «Что я могу сделать, чтобы им работалось комфортно? Как сохранить эту домашнюю атмосферу, чтобы и зритель почувствовал это?»
Творческие поиски Семена Яковлевича мне очень близки. Я его давняя поклонница. И когда смотрю его спектакли, то нахожу ответы на многие собственные наболевшие вопросы. Бесконечно могу смотреть «Жаворонка»… Для меня это лучший способ преодолеть невзгоды. Я поплачу, выплесну негативные эмоции и с новыми силами – за работу.
А если говорить про отчеты и сметы, то, конечно же, это основной фронт деятельности любого директора. Но я прекрасно понимаю, что, если моя жизнь не будет наполнена впечатлениями от спектаклей, то административная работа превратится в рутину.
– То есть вы привносите в работу и свое зрительское впечатление?
– Конечно. Всегда стараюсь смотреть на театр глазами зрителя. Я и сама преданный зритель Молодежного театра на Фонтанке с большим стажем, потому чувства поклонников театра мне знакомы. И сейчас, наблюдая за нашими гостями, я могу сразу понять, что понравилось, а что не понравилось публике.
– Болезненно реагируете, если видите, что кто-то ушел в середине спектакля?
– Да, болезненно… Хотя в нашем театре это случается нечасто. Но, даже рассматривая жалобы, я стараюсь поставить себя на место зрителя.
– Как бы вы сформулировали, какова все же самая основная сложность в вашей работе?
– Сложность – в поиске дополнительного финансирования, спонсорской поддержки. Но я надеюсь, что этот вопрос мы постепенно сможем решить. Мне очень хочется, чтобы у театра были средства на выпуск новых масштабных спектаклей, чтобы наши сотрудники (не только артисты, но и работники постановочной части, многочисленных хозяйственных и административных служб, садовники), получали хорошие зарплаты.
– На моей памяти вы первый директор театра, который говорит о том, что должен позаботиться еще и о садовниках…
– Наш театр находится в парке. И хотя по сути парк принадлежит государству, он находится у театра в безвозмездном пользовании. Мы вкладываем деньги в уход за ним, занимаемся ландшафтным дизайном. В нашем парке есть удивительный арт-объект – минискульптура «Петербургский ангел», рядом с которой любят фотографироваться туристы. Измайловский парк для нас - часть театрального пространства.
– Вы сказали, что много лет подряд были преданной зрительницей Молодежного театра. Но теперь вы с Семеном Яковлевичем работаете в тандеме…
– Да, в тандеме. Главным остается художественный руководитель. Моя цель – помочь ему реализовать творческие планы. От коллег знаю, что в каждом театре взаимоотношения творческой и административной части складываются по-разному, но мне повезло: Семен Яковлевич доверяет директору. Очень важно, когда художественный руководитель слышит тебя.
В прошлом году мы приняли в штат 14 стажеров – выпускников курса Семена Спивака. Конечно, это дополнительные расходы. Но мы совместно решили рискнуть, и, я уверена, не проиграем. Ребята органично вошли в труппу, загорелись свежими идеями, у них появились поклонники…
– То есть садовый принцип вы переносите и в театральную сферу: из тепличных условий выпускники переходят в большую жизнь…
– Это не моя заслуга. Молодежный театр на Фонтанке всегда жил традициями преемственности – молодежь выходит на одну площадку вместе с мастерами сцены. В 2020 году театру исполняется 40 лет, и есть артисты, которые работают здесь всю свою жизнь. Кроме того, за четверть века Семен Яковлевич выпустил четыре курса, и многие выпускники остались в труппе.
– Я знаю, что сейчас Молодежный театр развивает гастрольное и фестивальное направления. В прошлом сезоне, например, коллектив ездил в Турку…
– А сейчас театр из Турку приедет к нам …
– Насколько эти направления для вас приоритетны и важны?
– В государственном задании гастроли никак не учитываются. Но поддержание гастрольной практики – это одна из наших приоритетных задач. Гастроли нужны для имиджа, для творческого обогащения; они необходимы, чтобы о театре знали за пределами Санкт-Петербурга.
Недавно наши артисты побывали на фестивалях в Ярославле, Москве, Белгороде. На фестивале современной драматургии им. А. Вампилова в Иркутске мы показали спектакль «Прошлым летом в Чулимске». После спектакля к нашим артистам подошли иркутские коллеги и сказали, что в нашей постановке звучит «настоящий Вампилов». Понимаете, как это важно!..
На гастролях другая публика, и почувствовать ее реакцию просто необходимо.
Подобные отзывы дают новый импульс для развития спектакля.