Единственная цель в жизни — жить
Текст: Инесса Зайцева
О смысле жизни и влечении к смерти, слепой любви и циничном бесчувствии, храбрости начинать все сначала и страхе перемен выразительно высказались и громко промолчали персонажи спектакля «Глубокое синее море» по пьесе британского драматурга Теренса Рэттигана. С 24 декабря в Молодежном театре на Фонтанке показывают спектакль Семена Спивака, в котором искусство любить раскрывается через микроскопические детали и большие поступки, парадоксальную логику обреченных на страдание влюбленных и застывший крик боли по утраченной близости.
В спектакле Молодежного театра на Фонтанке разные приметы и знаки обретают смысл, когда складываются в завершенный паззл. Посмертное письмо ярко-рыжей красавицы Хестер (Эмилия Спивак), зажигалка философствующего Фрейда - Мистера Миллера (Петр Журавлев), мелькающая в газовом тумане, песня Kovacs о женщине вамп, пустой холст… По этим деталям зритель может начать разгадывать загадку режиссера и искать свои ответы на вопрос: что, на самом деле, кроется за очаровательной улыбкой, блестящим взглядом и уверенной походкой стройных ножек в изящных туфлях?
Эмилия Спивак воплотила на сцене образ Хестер Коллер – женщины, способной кого угодно увлечь своей красотой, элегантностью, чувством юмора и внутренней силой, запертой в хрупком, стройном теле. Она пленила бывшего, но все еще боготворящего ее мужа – судью и галантного джентльмена Уильяма Коллера (Андрей Кузнецов), с которым у нее никак не получается развестись. Она покорила нынешнего возлюбленного – обыкновенного парня Фредди Пейджа (Александр Тихановский), наделенного даром внушать любовь. Наконец, она завоевала и весь зрительный зал.
По правилам этого любовного треугольника, участники привязываются только к тем, кто их меньше любит. Уильям не может наслаждаться деньгами и статусом без Хестер. Хестер надевает яркие вечерние платья, красит губы красной помадой, пьет снотворное и включает газ, желая удержать рядом с собой Фредди. А уставший от ее чрезмерной, практически материнской, заботы и приказов Фредди готов снова летать над Южной Африкой несмотря на то, что давно уже устал рисковать своей жизнью, - лишь бы ему перестали чистить ботинки и устраивать эмоциональные качели.
Совестью этого невротического взаимодействия становится Мистер Миллер. Петр Журавлев создал, пожалуй, самый запоминающийся образ постановки, который по силе воздействия на зрителя затмевает обоих мужей прекрасной Хестер, какими бы интересными личностями они ни казались. В ключевой момент спектакля, когда Миллер помогает Хестер окончательно выбрать жизнь, он настолько искренен, что в напряжении вместе с ним замирают все зрители. Миллер – единственный, кто видит, что под маской Хестер скрывается боль отвержения и стыд измены. И он, наверное, единственный, для кого эта женщина не объект для престижа или удовольствия, а живой человек. Миллер через действия и беседу внушает Хестер, что «единственная цель в жизни — жить», и никогда не поздно начать с чистого листа.
Возможно, поэтому все холсты, на которых «рисовала» Хестер – пустые. Каждый новый день может стать tabula rasa для того, кто рискнет отказаться от «зоны комфорта» и выбрать себя. Какой бы сильной ни была привязанность к любимому человеку, но, когда любовь понимают по-разному, появляется страх, а любимый человек становится убийцей, несущим смерть.
Истерика Хестер проявляется в иронии, танце, попытках суицида, будто совершаемых в ожидании того, кто ее точно спасет. А еще - в пьяном угаре, который в миг слетает, когда в ее голове появляется следующая идея, как вернуть себе внимание Фредди. Уильям, частью профессии которого является изучение человеческой природы, хорошо знает, что Хестер – «самый здравый человек на Земле», а по английским законам самоубийство считается преступлением. При этом Хестер манит и пугает поверхностного, безответственного, беспечного Фредди, цель которого быть любимым, а не любить. И сколько бы он ни возвращался, разбитую чашку не склеить. Об этом символически напоминают кривые линии на островках-постаментах, раскиданных по сцене в этом глубоком море внутренней боли, которая никак не может найти выход.
Пьесу «Глубокое синее море» в 1952 году написал один из самых известных британских драматургов Теренс Рэттиган. Сюжет навеян горестными обстоятельствами его собственной жизни. Пьеса до сих пор остается успешной, по ее мотивам ставят спектакли, ее не раз экранизировали кинорежиссеры разных стран. Интерпретация постановки в Молодежном театре на Фонтанке отличается, прежде всего, тем, что любовь здесь из личного переживания становится коллективным. Слово «любовь» получает новый нетривиальный смысл, который открывается, когда спадает «бежевое британское пальто» благопристойности: в море любви можно и утонуть, если перестать слышать и слушать другого. Опасно концентрироваться только на собственной боли, терять бдительность и равновесие, путаться, как в сетях, в тревогах, страхах и угнетающих фантазиях о невозможном. Но иногда такие внутренние коллизии очень нужны, чтобы идти по этому морю на всех парусах навстречу себе, новому чувству и полноценной здоровой жизни.