Алла Одинг: «Я была такая смелая, что не верится»
Текст: Светлана Рухля
В феврале у Аллы Одинг – актрисы Молодежного театра на Фонтанке, которым руководит Семен Спивак, – творческий юбилей. Огромная часть артистического пути Одинг – 40 лет – связана с театром в Измайловском саду, но в самом начале ее театральной биографии была встреча с товстоноговским БДТ…
- Алла Борисовна, в недавней премьере Молодежного, спектакле «Глубокое синее море» по пьесе Теренса Рэттигана вы сыграли небольшую, но очень яркую роль миссис Элтон…
- Роль небольшая, но она меня заинтересовала: там есть, что играть. К тому же Семен Яковлевич всегда придумывает «расстояние» в роли. А я ему очень доверяю и не сомневалась, что мы найдем характер и «болевую точку». В пьесе нет счастливых людей: у каждого своя драма, и все они находят в себе силы жить. Для миссис Элтон превыше всего – долг, это держит ее на плаву. Как актриса я созрела после сорока:все мои роли были не просто большие, а личностные. Я благодарна Саше Строеву, что сыграла Гертруду в «Король и принц, или Правда о Гамлете» по пьесе Радовского, Мише Черняку – за роль Элинор во «Льве зимой» Голдмена. Еще был чудесный спектакль Спивака по пьесе Кокто «Священные чудовища», где я сыграла актрису и женщину большого масштаба. Мне в этом очень повезло. С Семеном Яковлевичем мы находимся в постоянном диалоге, и если он говорит: «Ты мне нужна», я всегда иду навстречу.
- Это чудо попасть в «свой театр».
- Если б не было Роксаны, я бы никогда не пришла в Молодежный театр. Я тогда уходила из БДТ и собиралась уехать из Питера, потому что мне казалось, что после БДТ мне здесь делать нечего.
- Настолько категорично?
- Да. Я окончила институт в Воронеже и хотела попасть только в БДТ. Приехала на пять дней. К Товстоногову подлетела, когда он вышел из машины, и стала просить, чтобы он меня прослушал: такая была смелая, даже самой не верится. Шел дождь, и Георгий Александрович предложил зайти внутрь, заинтересовался и согласился посмотреть. После прослушивания сказал, что будет рекомендовать худсовету. Перед худсоветом я тряслась как осиновый лист – комиссия была очень большой: Владислав Стржельчик, Кирилл Лавров, Юрий Толубеев, другие известные артисты. Практически сдала экзамен – как в институте: читала прозу, стихи, пела. Меня взяли. Но не потому, что я была гениальна, а потому (узнала позже), что Александр Володин принёс в БДТ пьесу «Блондинка». Меня распределили на главную роль.
- Сыграли ее?
- Нет. По множеству причин – моих, и не моих. Я была совершенно «зеленая». В Воронеже училась у прекрасного педагога – больше теоретика театра, чем практика. Мы занимались по Михаилу Чехову, Ежи Гротовскому, делали много упражнений, но это была именно учеба. У других курсов руководители были главными режиссерами: студенты с третьего курса уже бегали в театр и знали к концу обучения, что такое театральное пространство. Так что, одно дело – институт окончить, и совсем другое – попасть в театр, тем более такой, как БДТ. Там другие артисты, когда репетировали, крупно работали, «расширялись» и понимали про профессию в тысячу раз больше, чем я, робкая и слабоватая на тот момент. Мне очень хотелось сыграть, но у меня не получилось. После на эту роль пробовали ещё трех молодых актрис, и тоже ничего не вышло ни у одной. Георгий Александрович не удовлетворен был молодым составом, и взял в итоге «взрослых»: главную роль сыграла Алиса Фрейндлих.
- А какие-то еще роли после этого были?
- Меня вводили на маленькие роли, но я не понимала, что дальше. И в какой-то момент мне дали понять, что серьезной работы в ближайшее время не будет. Меня это задело. Я поехала в Прибалтику. В Рижском театре русской драмы искали исполнительницу на роли Нины Заречной в «Чайке» и Марьи Антоновны в «Ревизоре». Договорились, что я приеду показываться осенью. Но я не приехала, так как прошла кастинг на роль Роксаны в Молодежный театр.
- Получилось, что выбрали свою судьбу…
- Получилось (улыбается), и ни разу не пожалела об этом. Считаю, что какие-то вещи – это судьба: свято в это верю. С детства я мечтала только о Ленинграде (жила в Воронеже на Ленинградской улице). Когда сюда приехала, была очень одинока – ни друзей, ни родителей – и часто гуляла по улицам, по набережной Фонтанки. Самыми любимыми местами были улица Рубинштейна и переулок Джамбула. И волею судеб много лет прожила здесь на Рубинштейна, а сейчас живу на Джамбула. Вот и не верь после этого в знаки!
Помню еще такой символичный случай. После показа в БДТ, отправилась в плавание на «Ракете». На мне были очень модные голубые прозрачные очки (мне их достали по знакомству, и я ими очень гордилась). Неожиданно подул ветер, и очки, а они были совсем тоненькие, слетели и упали в воду. Я даже не вскрикнула. Проводила их взглядом и подумала: «Значит, я здесь буду жить, и должна была что-то оставить».
- Поделились с Невой… А чем бы вам хотелось поделиться со зрителями?
- Об этом мой спектакль «Путешествие в обратно». Это программа, куда включены лучшие, на мой взгляд, стихи, песни и проза прошлого столетия, начиная с Серебряного века, много военных. У меня большая коллекция романсов, бардовских песен, я все это собирала много лет. У меня в репертуаре порядка 50-60 песен. Обычно пою и читаю стихи Пастернака, Шпаликова, Цветаевой, Ахматовой… Я долго не позволяла себе со сцены читать стихи. Очень к себе строго относилась. Понимала, что это совершенно другой жанр. Нельзя допускать никакого пафоса, нужно донести каждое слово, каждую мысль, каждое дуновение. Слушала, как читают Михаил Козаков, Алиса Фрейндлих. В какой-то момент решила: рискну. И стала читать. И чем дольше это делала, тем больше понимала, что «попадаю», что людям это надо, что это сейчас востребовано. Меня стали много приглашать, и я перестала бояться, стала «рыться», искать что-то новое. Теперь еще есть мечта сделать программу «Ребята с нашего двора». В нее обязательно войдут песни Булата Окуджавы и стихи Александра Володина.