Парадоксы любви
Текст: Мария Кросс
Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семён Спивак создал новый спектакль «Глубокое синее море» по одноименной пьесе популярного английского драматурга Теренса Рэттигана.
Название апеллирует к английской идиоме «Между дьяволом и глубоким синим морем». Когда-то в старину «дьяволом» называли доску, которую моряки прикрепляли к борту корабля. На нее, рискуя жизнью над морской бездной, при необходимости починки судна становился один из матросов. А на пиратских кораблях «пройти по дьяволу» было испытанием, наказанием или, даже, казнью. Впрочем, трактовка названия может быть иной: оказаться глубоким безбрежным морем может и любовь.
Героиня пьесы — дочь священника, художница Хестер Коллер, роль которой играет Эмилия Спивак, — в непростой ситуации. Ради любви к бывшему летчику Фредерику Пейджу (Александр Тихановский), человеку выдающемуся, но не такому возвышенному, как она сама, Хестер ушла от преуспевающего мужа — судьи Уильяма Коллера (Андрей Кузнецов). Во время Второй мировой войны новый возлюбленный Хесс был бесстрашным летчиком-асом. Но сейчас он — спивающийся бездельник, любитель спортивных игр и шумных мужских компаний. «Самая хрупкая вещь на Земле — это любовь женщины. Один неверный шаг, слово, взгляд и ничего восстановить уже не удастся…», — это мудрое высказывание принадлежит старшему современнику Рэттигана Эриху Марии Ремарку.Какое именно неверное движение Фредди Пейджа смертельно ранило Хестер, каждый может предположить сам. Но то, что его определяет слово «нелюбовь» — факт.
Действие спектакля начинается с момента обнаружения соседями по съемной квартире тела Хестер, лежащего на полу перед газовой плитой. Попытка самоубийства не удалась, и доктору Миллеру (Пётр Журавлёв), скрытному «человеку с прошлым», удается привести героиню в чувство. Хесс, оглушенная предательством возлюбленного, применяет всевозможные хитрости и уловки, чтобы выпроводить нежеланных «спасателей» и остаться наедине со своими мыслями. Она уже почти соглашается вернуться домой вместе с мужем, но вдруг объявляет о решении остаться дома и ждать покинувшего ее Фредди. Вслед за этим Хесс вновь, но уже решительно, открывает газ для повторной попытки самоубийства…
Сценография спектакля, придуманная Николаем Слободяником, подчеркивает существование героини вне быта. Планшет сцены разорван на небольшие подиумы, позволяющие актерам мастерски играть с пространством. Прозрачные небольшие поверхности подсвечиваются то ослепительно белым светом, то загадочным синим, а в момент второй попытки самоубийства — тревожным красным. Одиноко маячат в разных концах сцены огромное окно, газовая плита и радиола середины прошлого века, старинные пианино и туалетный столик с большим зеркалом, за которым Хестер поправляет макияж.
Драматичная пьеса Рэттигана словно создана для того, чтобы исполнительница главной роли продемонстрировала свое актерское мастерство. Оттого при экранизации этой драмы режиссеры всегда делали ставку на звезд. Так, в англо-американском фильме режиссера Анатоля Литвака (1955) роль Хесс исполнила истинная английская леди Вивьен Ли. Ее героиня пытается сохранять невозмутимость, терпеливо общаясь с непутевым любимым мужчиной, благородным бывшим мужем и любопытными соседями. Сердечные переживания лишь изредка прорываются сквозь броню ее показного спокойствия. А вот Хесс Эмилии Спивак не скрывает своей одержимости любимым человеком. Очень тоненькая, трогательная и хрупкая, эта женщина отчаянно борется за право любить. Рыжие волосы и яркое платье Хесс-Спивак, выделяющиеся на фоне одежд других героев (автор костюмов — Ника Велегжанинова), приковывают к себе внимание. Выразительные глаза актрисы передают душевную борьбу и внутреннее страдание. Музыкальная тема героини — раскованный и будоражащий сингл Шарон Ковач Cheаp Smell — помогает зрителям ощутить дурманящую атмосферу любви, этой неуправляемой и опасной стихии, которую можно сравнить с глубоким синим морем.
Утонченный романтизм героини оттеняют вечно хлопочущая обо всех, добрейшая хозяйка пансиона миссис Элтон (Алла Одинг) и радостно щебечущая чета Уэлч — Энн и Филипп (Дарья Вершинина и Сергей Барабаш). Поначалу молодые супруги кажутся настолько счастливой парой, что позднее с трудом веришь вскрывшемуся драматизму их союза. Во время рассказа о том, как Филипп отказался от любви к молодой актрисе, он так остервенело бьет рукой о стол, что его недавние рассуждения о пользе благоразумия улетучиваются, как дым и морок. Становится ясно, что и сердце героя до сих пор ранено призраком несостоявшегося счастья.
Миссис Элтон тоже проникается симпатией к Хесс. Мечтавшая о большой любви, но не встретившая ее в жизни, она озвучивает один из главных парадоксов этого чувства: «Мы особенно сильно привязываемся к тем, кто нами пренебрегает».
Мистер Миллер, переживший когда-то бесчестие и тюремное заключение, поначалу кажется отрешенным от жизни циником. Однако, спасая Хесс от смерти, доктор действует решительно и быстро. Его душа тоже оживает благодаря общению с Хесс, осмелившейся последовательно и честно идти за своим чувством.
Андрей Кузнецов замечателен в роли сэра Уильяма Коллера. Безмерно любящий, терпеливый, все понимающий и неоднократно прощающий свою неверную супругу, уважаемый всеми «мистер справедливость» буквально вздрагивает от боли, услышав от Хесс, что она «стала теперь любящим человеком».
Александр Тихановский, знакомый зрителям Молодежки по роли Ильи Ильича в новой версии спектакля «Касатка», невероятно органичен и убедителен в роли Фредди Пейджа. В отличие от своего приятеля Джекки Джексона (Станислав Горелов), полуинтеллигентного бонвивана, словно сошедшего с экрана зарубежного молодежного сериала, Тихановский энергичен и напоминает собой мечущегося из последних сил тигра в клетке. Его Фредди не понимает, почему должен всецело принадлежать женщине, любовь которой подавляет его. Не готовый к требовательному и серьезному чувству, он прислушивается к совету мрачного доктора Миллера «отказаться от любви». Актер тонко передает перемену в поведении Фредди Пейджа, почувствовавшего охлаждение со стороны Хесс. Глаза его героя внимательно следят за любимой женщиной.Пожалуй, он так и не покинет ее. Похоже, что Фредди готов к осознанию — настоящая любовь это редкость, не часто встречающаяся в жизни.