Мир не прост
Текст: Мария Кингисепп
Молодежный театр на Фонтанке выпустил премьеру «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова.
История отечественного театра гласит, что это первая, отчасти болезненно автобиографичная, пьеса Вампилова с весьма скромной сценической судьбой. Она была написана в 1964 году, опубликована в журналах «Ангара» и «Театр» в 1966 году и названа изначально «Ярмарка» (возможно, то был оммаж «Ярмарке тщеславия»). Затем Вампилов несколько раз менял заголовок, фабулу, конфликт и персонажей. Переработок было много, редакции текста разнились, герои становились все более объемными — меж тем Вампилов снискал широкую известность, написав «Старшего сына» и «Утиную охоту», и эти его работы стали классикой советской драматургии и театральными хитами. Молодежный театр использует окончательный вариант названия пьесы о мятежном студенте биофака Коле Колесове (замечательная актерской свободой и самоотдачей роль Федора Фролова), о его конфликте с ректором Репниковым (весьма убедительный и достоверный Антон Перфильев), о романтической истории с дочерью ректора Таней (светлая, ажурная Александра Прохорова), о его однокашниках, без пяти минут биологах и геологах. Пьеса и спектакль многонаселенные, а непосредственное существование на сцене молодых дарований из мастерской Семена Спивака в РГИСИ — предсказуемо и очаровательно.
Одну неслучайную замену себе создатели позволили: вместо означенного у автора автобуса на сцене полноправно (и на все лады оправданно) «действует» трамвай — разумеется, в виде выразительной мобильной декорации, и, разумеется, стилизованный под ретро (куда же без ноток и красок ностальгии в обращении к материалу полувековой давности?). И то сказать: автобус — это нечто прозаичное, тривиальное. Трамвай, безусловно, более поэтичный вид транспорта — еще лиричнее в нашем культурном бэкграунде разве что троллейбус (благодаря песням Окуджавы и Цоя). А еще (и это, пожалуй, главное) трамвай может идти только по рельсам, то бишь, по заранее проложенному маршруту, с которого не свернуть.
Молодежь в «Прощании» трогательная, милая. Красивые люди, к которым напрямую относится незабвенный хит про «не надо печалиться — вся жизнь впереди», перед которыми открыты все пути-дороги. Они полны оптимизма и склонны идеализировать мир, который «не прост, совсем не прост». Они еще умеют верить в лучшее — и не готовиться при этом к худшему. Они умеют любить — и только учатся отказываться от любви под гнетом социума и унылых догм, насаждаемых взрослыми. Юные души терзают смутные сомнения и раздирают экзистенциальные драмы.
На сцене складно, хоть и взволнованно, работает весь четвертый актерско-режиссерский курс. Если задаться целью, изучить программку и заняться арифметикой на поклонах, то среди главных и второстепенных героев, групповки и массовки (прохожие, выпускники, танцующие) можно насчитать порядка 40 человек, включая нескольких студентов из Китая (явным сценическим обаянием обладает Ван Цзыюэ), воспитанных и взращенных режиссерско-педагогической группой — Евгенией Лыковой, Романом Нечаевым, Еленой Соловьевой и Сергеем Морозовым.
Музыкальное оформление спектакля — заслуга студентов. Удивительно, как чутко они уловили эпоху оттепели 1960-х и застойных 1970-х — и как гармонично собрали в условный «советский саундтрек» мелодии и ритмы, пафос и лирику отечественной и зарубежной эстрады. Звучат известные хиты группы «Самоцветы» и «Марш энтузиастов» Исаака Дунаевского, голоса Софии Ротару («Родина моя») и Муслима Магомаева («Королева красоты»). В этот же ряд включили «Нежность» Майи Кристаллинской и «Дождь на Неве» Лидии Клемент, «Последнюю электричку» Владимира Макарова и «Канатоходца» Владимира Высоцкого, «Girl» группы «Битлз» и «Salut» Джо Дассена — и университетский гимн «Gaudeamus»...
Помимо прямых «трамвайных» путей, в спектакле есть несколько сильных визуальных метафор, простых лишь на первый взгляд, а на поверку оказывающихся глубокими. Метафорой лихачества предложена «цыганочка с выходом» безнадежно и безответно влюбленного юноши Фролова (Илья Кондаков здесь демонстрирует свой острохарактерный потенциал) на чужой свадьбе — и за ним все пускаются в пляс, отчаянно при этом самовыражаясь. Метафорой предопределенного пути и общего движения к поставленным целям предложено считать легкомысленную летку-енку, когда в одной сцепке задорно скачут герои всех возрастов и убеждений. Метафорой безудержной молодости и буйства красок становится ударный музыкальный номер (все танцы поставила ребятам Яна Миносян), где новоиспеченные драматические артисты дают фору артистам мюзикловым, неистово отжигая эдакими сияющими стилягами, и не чужд им ни энергичный канкан, ни нижний брейк.
Молодые люди обычно прощаются в июне с друзьями и с Alma mater (после получения дипломов), с беззаботной юностью (на пороге взрослой жизни). В пьесе и в спектакле персонажи наперебой и на все лады прощаются с идеалами и убеждениями, с привычкой и укладом, с моралью и нравственностью, с чистотой и наивностью. Некоторые прощаются с любовью, некоторые — с дружбой, некоторые — с совестью: каждый — с чем-то действительно важным. Хорошо это или плохо? Спектакль оставляет финал, внезапно серьезный, если не сказать — жутковатый, достаточно открытым. Позволяет заглянуть в будущее и посмотреть, как там все устроено, по силам ли человеку — молодому ли, зрелому ли — заняться переустройством этого мира, чтобы обрести в нем себя настоящего. Зрители с первых же сцен и до последней метаморфозы главного героя испытывают то ностальгию, то катарсис. Реминисценции при этом у каждого свои — сообразно возрасту, жизненному опыту и персональным волнам памяти либо воображения.
В пьесе слишком много любви, еще больше — гордыни, но нет решений. Во взрослой жизни слишком много правил, но недостаточно чести и порядочности. В спектакле Спивака — как всегда искреннем, пронзительным и завораживающим — в описанной Вампиловым экзистенции обнаруживается подлинно притчевая сущность. Постановка очень деликатно ставит насущные вопросы. А ответы — как всегда в Молодежном театре — просветленный зритель ищет и находит сам.