Источник – журнал «Театр+», 2023
Текст – Янина Зарницына
С 16 по 18 июня в Молодежном театре на Фонтанке проходили гастроли Белгородского академического драматического театра им. М.С. Щепкина. Театр представил три спектакля: «Ревизор», «Катерина Измайлова» и «Ужин дураков».
На пресс-конференции ТАСС, состоявшейся накануне гастролей, свои отношения петербургский и белгородский театры озвучили не просто как творческое сотрудничество, а как дружбу: «Молодежный четыре раза был в Белгороде на Всероссийском театральном фестивале «Актеры России – Михаилу Щепкину», который проводит Театр им. Щепкина; я поставил у них два спектакля – «Касатка» и «Идиот». Мы дружим уже десять лет, там замечательные артисты, я их очень люблю, и надеюсь, что чувство взаимно» – рассказал художественный руководитель Молодежного театра Семен Спивак. «Мы всегда ждем новой встречи!» – поделился в свою очередь художественный руководитель Белгородского театра Виталий Слободчук.
В Санкт-Петербург БГАДТ им. М.С. Щепкина прибыл с гастролями впервые: «Хочется показать наш театр с разных сторон. «Ревизор» – в традиции русского психологического театра, «Катерина Измайлова» – спектакль несколько новаторский, «Ужин дураков» – лёгкая комедия, но с оговоркой «развлекая – поучай». Мы стараемся все делать с душой, не забывая, что творим для людей и про людей» – пояснил главный режиссер Белгородского театра Виталий Бгавин.
«Ревизор» – десятый спектакль режиссера Бориса Морозова в Белгородском театре. Часто о нем можно услышать: «настоящий Гоголь». В роли Хлестакова – Андрей Манохин. В его герое (помимо хрестоматийных легкомысленности, позерства и т.д.) есть особая манерность, которая удачно подчеркивает театральную сущность героя. Он вертлявая и взбалмошная кукла-марионетка, управляемая неумелым кукловодом: Хлестаков с трудом подвластен самому себе. Получилась внятной гоголевская мысль: именно об эту хлестаковскую нестабильность «спотыкается» совершенно нормальный, рассудительный, логичный Городничий (каким и играет его Виталий Бгавин).
Сценография аскетична: на сцене стулья («чиновничьи кресла»), где-то появляются стол, диван (художник-постановщик Анастасия Глебова). Вообще создана атмосфера некоего морока (не обошлось без гоголевской чертовщинки) – сумрак голых серых стен, подсвечиваемых периодически таинственным синим светом. Фантасмагория, где «фантасмагорическое лицо» (как определял сам Гоголь Хлестакова), правит бал. Над головами героев – стрела шлагбаума, этакий дамоклов меч, который опустится в финале, как бы перекрывая героям дорогу: возможности выбраться из города и из всей этой истории нет. Можно даже сказать, из этого болота: костюмы героев в массе своей зеленого, мшистого, коричневого цветов (художник по костюмам Андрей Климов).
Морозов предлагает зрителю поразмыслить: что было в России, что сейчас, изменилось ли что-то? Обстоятельному, серьезному Осипу (наверное, как носителю сермяжной правды) в исполнении Виталия Старикова отведена здесь роль резонера, который произносит отрывки из «Мертвых душ»: «И какой же русский не любит быстрой езды?» и «Русь, куда ж несешься ты?». В финале на условной тройке все герои во главе с возницей Осипом несутся куда-то, и понятно, что от нас теперь зависит – куда…
Спектакль «Катерина Измайлова» – жесткая и в то же время изящная музыкально-драматическая композиция по очерку Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», которую режиссер Алексей Доронин обозначил как «русская мистерия». Да, есть тут мотив проповедничества (в противовес темному миру появляются юродивый, Богородица) и некое сновиденческое, трансовое действо: сцены реальности перемежаются показами инфернальной стороны жизни, «главарь» которой – Кот с улыбкой Джокера (Андрей Манохин): черный, толстый, наглый. По Лескову – это Лукавый, символ порочной страсти главной героини Катерины Львовны (Вероника Васильева) к дворовому Сергею (Игорь Ткачев). Русский рок в музыкальном оформлении спектакля («Калинов мост», «Пикник», «Наутилус Помпилиус»), с одной стороны, поддерживает образную изящность, а с другой, придает действию почти фольклорную аутентичность.
Главная тема: страсть, не выросшая до любви, обманчиво принимаемая за любовь, губит душу человека. Когда Сергей в финале изобьет и бросит Катерину, то корчиться от ударов будет Кот, при этом истошно, страшно орать... и исчезнет. А героиня будет сидеть недвижимо на авансцене с остекленевшими, полными слез глазами, как будто впервые открывшимися: все, что происходило с ней, было совсем не тем, чем ей казалось. Приняла страсть за любовь, принесение в жертву – за жертвенность. Это узнавание в спектакле Доронина по накалу и высоте под стать великим трагедиям. Песня «Одинокая птица» группы «Наутилус Помпилиус» звучит в финале как общий трагический мотив героини…
Завершить знакомство белгородский театр предложил петербургскому зрителю на оптимистичной ноте. «Ужин дураков» — комедия, поставленная Виталием Бгавиным по сценарию известного французского кинорежиссера Франсиса Вебера («Игрушка» (1976), «Папаши» (1983) и др.). Центральный герой – комический персонаж Франсуа Пиньон, которого во многих фильмах Вебера сыграл Пьер Ришар. В спектакле Бгавина роль Франсуа исполняет Дмитрий Евграфов, его герой, как полагается, нескладный, смешной чудак: в нелепом клетчатом, почти клоунском, костюме, массивных очках. Мягкость, добродушие, сердечность, которые Евграфов придает образу своего героя, делают Пиньона обаятельным, трогательным, что особенно важно для финала: ведь герой должен вызывать не только смех, но и сочувствие (Франсуа становится известно, что его пригласили на ужин в качестве «показательного дурака»). Эти же качества делают убедительным и еще один мотив в финале: прекраснодушный Франсуа прощает высокомерное отношение к себе, принимая людей и жизнь такими, как есть. Спектакль выражает мысль, что доброта – сила, а не слабость. Большой плюс труппы белгородского театра в том, что, играя комедию, артисты не занимаются кривлянием, не делают выразительность избыточной.
Перед гастролями Виталий Слободчук отметил: «Мы везем лучшие спектакли, которые, как нам кажется, должны произвести впечатление на петербуржцев. Надеемся, что театральный Петербург заметит наш театр». Тремя спектаклями БГАДТ им. М.С. Щепкина удалось объемно и достойно представить себя: у театра разнообразный репертуар и труппа высокого профессионального уровня и широкого диапазона, которая выходит на сцену с большой, искренней любовью к зрителю.