Источник – Общество «Театрал»
Текст – Тамара Проскунова
В мае в Молодежном театре прошла премьера спектакля по первоначальному варианту пьесы Максима Горького «Васса Железнова», написанной в 1910 году. В середине 30-х годов прошлого века автор переписал пьесу, добавив в нее всем нам памятный яркий персонаж – Рашель, невестку главной героини. Вместе с ней в пьесе появились и социальная тема, и классовая борьба, и идеологический аспект. Именно эту, вторую версию, мы все помним и знаем по ярким постановкам с Верой Пашенной, Фаиной Раневской, со Светланой Крючковой, с Инной Чуриковой.
Режиссер -постановщик н. а. России Семен Яковлевич Спивак и режиссер спектакля з. а России Екатерина Павловна Унтилова решили, что они покажут совсем другую историю, ту, которая актуальна во все времена. Так, через два года работы над материалом появился на сцене Молодежного театра спектакль «Васса (Мать)». Именно тему взаимоотношений в семье, тему «отцов и детей», решено было показать зрителю, разобраться в семейных, личностных и моральных вопросах. В этом варианте главная героиня пьесы Васса (ее потрясающе достоверно играет сама Екатерина Унтилова) борется самоотверженно за свою семью, за своих детей, за свое дело, которому она и ее муж посвятили тридцать лет жизни.
Умирает глава семьи. Все члены семьи, начиная с брата умирающего мужа – Прохора Железнова (яркая работа н. а. России Валерия Кухарешина) и кончая сыновьями - Семеном (артист Александр Конев) и Павлом (артист Андрей Зарубин) и дочерью Анной (актриса Анна Геллер) ждут с нетерпением его смерти, чтобы поскорее получить свою часть наследства и навсегда покинуть родительский дом, обрести «свободу».
В ожидании близкого освобождения они не брезгуют никакими средствами, не вспоминают ни о братской любви, ни о любви к матери, ни об элементарной порядочности. Каждый сам за себя, при случае готов «подставить ножку», подтолкнуть к краю. Их так воспитали. Их мир не был построен на любви и уважении. Васса Петровна пытается так управлять ситуацией, чтобы не распылить весь капитал, а оставить дело в своих руках и обеспечить будущее семьи, семьи, которой в сущности уже давно нет - здесь царят насилие, кровь и убийство. Но нельзя однозначно характеризовать эту властную, сильную женщину, нельзя согласиться считать ее источником зла. В образе, который нам показала Екатерина Унтилова, несомненно присутствует несчастная женщина и несчастная мать. Наверное, она была способна когда-то любить, в ней должны быть материнские чувства, она может быть справедливой, участливой, даже щедрой, но у нее, сообразно времени и среде, свои понятия о семье, и именно ими она и руководствуется, прибегая даже к преступлению.
События в пьесе разворачиваются в преддверии Первой мировой войны, в обществе царят мистицизм, обреченность, ожидание «конца света». Но, как ни странно, это период расцвета эпохи модерна. Художник-постановщик спектакля Степан Зограбян и художник по костюмам София Зограбян очень тонко почувствовали этот стиль и создали прекрасную атмосферу того времени : и оранжерею с белыми розами, и стильные костюмы героев в пастельных тонах, и мужскую черную «тройку» на хрупкой женщине. Цветовое решение сцены удачно подчеркивает контраст с событиями пьесы. Современность этой драмы усиливается музыкой Олега Каравайчука, которую использовали для спектакля.
Спектакль получился актуальным и своевременным. Опять очень тревожное время, напряжение в обществе, ожидание катастрофы. В такие периоды серьезные, неоднозначные произведения дают возможность задуматься о себе, о семье, об обществе. Спасибо всем, кто создал этот спектакль, работал над ним и представил зрителю.