Источник – «Культура Петербурга», Май 2023
Текст – Елена Харламова
Директор Молодежного театра на Фонтанке Ольга Романецкая рассказала порталу «Культура Петербурга» о том, чем можно пожертвовать ради успеха, что самое сложное в ее работе и что нужно предпринять, дабы вернуть себе душевное равновесие.
- Самое сложное в работе директора театра – не потерять связь с творческим процессом, - считает Ольга Николаевна. - Да, финансовая составляющая важна, но финансы - не самоцель. Если спектакль не пробуждает душу человека, его коммерческая эффективность бессмысленна.
Сложностей много. Трудно найти спонсоров, но, когда понимаешь, ради чего ты это делаешь, становится легче.
Сложно – принимать решения. Особенно непопулярные, кадровые, делать выговоры, увольнять, но иначе нельзя двигаться вперед.
Непросто отделять деловое от личного. Я больше десяти лет работаю в Молодежном театре на Фонтанке и дружу со многими сотрудниками. Но все личные отношения оставляю перед входом, а в театре – работаю. Конечно, возникают обиды… Но если строить отношения иначе, сложно руководить.
На мой взгляд, идеальная работа директора строится так, чтобы ее не было видно, но при этом все функционировало.
- Очевидно, что деятельность директора непроста. Как Вы восстанавливаете внутреннее равновесие?
- Когда мне очень плохо, я иду в зрительный зал Молодежного театра на спектакль «Жаворонок», плачу в финале вместе со зрителями, получаю духовную поддержку - и живу дальше.
- Вы являетесь директором театра пять лет. А Семён Яковлевич возглавляет его 34 года. Легко ли сложился Ваш тандем?
- Он действительно сложился. Мы сразу договорились, что все проблемы решаем «на берегу». Если есть какое-то недопонимание - садимся за стол и обсуждаем. Это позволяет не доводить мелкие разногласия, которые неизбежны, до конфликтов.
- Если сравнить театр с оркестром, директор театра – дирижер?
- Я считаю, что в нашем случае, Семён Яковлевич – дирижер, «голова», а я – «плечо». Не «шея», которая направляет движение, а именно «плечо». Моя задача сделать так, чтобы ему было удобно работать.
И если Спивак скажет: «Хочу звезду с неба», я сначала попытаюсь доказать, что это невозможно, но если очень нужно, буду пробовать.
- За время работы директором сами Вы сильно изменились как личность?
- Когда я только стала директором, то не знала, как решать ряд вопросов. За эти пять лет я, конечно, получила большой объем знаний, в том числе, в критических условиях. Раньше уверенность в себе меня иногда подводила, а теперь я понимаю, что многое смогу.
- Что изменилось в Молодежном театре за время Вашего директорства?
- За эти годы театр немало ездил на гастроли, включая Большие гастроли, участвовал в фестивалях в других городах, стал активно инициировать новые проекты, просветительские и развлекательные. Например, у меня возникла идея организовать ежегодный праздник в честь Дня города у нас, в Измайловском саду. И мы отлично воплотили эту задумку!
При этом каждый год праздник был посвящен определенной теме. В первый раз мы создали в саду разные локации, посвященные достопримечательностям Северной столицы. Второй праздник был связан с проходившем в Петербурге чемпионатом мира по футболу. Гости могли поиграть в футбол, мы приглашали команду аниматоров, проводили лотерею, главный приз которой – абонемент на посещение театра... А заканчивалось мероприятие большим концертом артистов Молодежного. В общем, это был настоящий праздник!
В 2022 году мы совместно с Театральной библиотекой провели фестиваль «Петербург. Пространство Мольера», посвященный 400-летию со дня рождения драматурга, в котором приняли участие около 30 учреждений культуры города. Во время фестиваля мы выпускали регулярный дайджест, главным героем которого был виртуальный Мольер. Придумали стикерпаки (набор изображений для выражения эмоций в мессенджерах – прим. ред.), посвященные писателю, разработали чат-бот в ВКонтакте, с которым можно было переписываться и узнавать программу фестиваля... Все это пользовалось большой популярностью среди молодежи.
В последние годы у нас в театре появились два конкурса, ориентированных на молодых поклонников театра. Один – «Театр в объективе» - предлагает начинающим театральным фотографам попробовать свои силы в фотосъемке спектаклей. Второй – «Верю! Молодые о Молодежном» – приглашает
старшеклассников и студентов писать рецензии на спектакли театра, которые потом оценивает профессиональное жюри из Петербурга и Москвы, а работы лауреатов публикуются в петербургской и центральной прессе.
- Готовятся ли в Молодежке новые проекты?
- Обычно мы выпускаем две премьеры в год, но в этом году их будет больше. Мы восстановили и в марте показали легендарный спектакль «Касатка» по произведению А. Толстого, 19 мая состоялась премьера «Васса (Мать)» по пьесе классика отечественной литературы Максима Горького. В ноябре мы готовим к выпуску постановку по пьесе английского автора - Теренса Рэттигана «Глубокое синее море». Студенты курса Семёна Спивака под руководством Мастера репетируют спектакль по рассказам Чехова и спектакль «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова. Осенью театр поедет в Воронеж – спектакль «Оружие сердец» приглашен к участию в Международном Платоновском фестивале.
Кроме того, в конце августа - начале сентября наш театр планирует принять участие в крупном российском фестивале, посвященном Владимиру Шухову - русскому инженеру, являющемуся автором башни на Шаболовке, ГУМа, Киевского вокзала в Москве и многих других шедевров инженерного искусства.
- А какое отношение к этому специалисту имеет Молодежный театр на Фонтанке?
- В 1899 году при постройке театра архитектор Пётр Резвый использовал шуховские фермы – уникальные конструкции, созданные инженером для российского павильона на Всемирной торговой выставке в Париже. Эти фермы, охраняемые КГИОП, можно увидеть в зрительном зале нашего театра до сих пор, правда, изначально они являлись несущими конструкциями, а теперь выполняют декоративные функции.
Шухов родился 28 августа 1853 года, а значит, в этом году у него юбилей. Союз творческих работников Санкт-Петербурга предложил провести открытие фестиваля в Молодежном театре. Программа еще составляется, но ожидается много интересных участников - студенты технических вузов из Москвы, Белгорода и других городов России, которые представят свои работы на выставке в Измайловском саду.
- Сейчас модно снимать стримы (видео в интернете, которое пользователь транслирует в режиме реального времени – прим. ред.) и участвовать в других современных активностях. Есть ли такой опыт у Молодежки?
- За время пандемии мы многое попробовали в интернет-пространстве – показывали спектакли, в том числе в прямом эфире, устраивали онлайн-беседы со зрителями, вели видеоблог художественного руководителя…
За это время мы поняли, что пандемия рано или поздно закончится, а онлайн-общение останется. Так и получилось. Недавно внутри театра родился новый проект. Артисты решили брать друг у друга видеоинтервью, самостоятельно монтировать их и публиковать ВКонтакте. Получился очень интересный контент под названием «Книга встреч», который с удовольствием смотрят зрители.
На съемки интервью с Региной Щукиной мы даже билеты продавали. Актеры придумывают креативные ходы: часто включают в фильм процесс подготовки интервьюируемого, иногда устраивают «угадайку», предлагая по фото назвать фильм или спектакль из его репертуара. И угадать подчас бывает непросто! Артисты с радостью включаются в эту игру.
- О чем Вы как директор театра мечтаете?
- Очень хочется организовать для Молодежного театра крупные, длительные гастроли. Ведь нам есть, что показать, чем гордиться. А для этого потребуется не один день…К сожалению, большие гастроли требуют и больших вложений.