«НОВЫЙ ПОЛЁТ» ПРОХОДИТ УСПЕШНО

Текст – Камила Айтуганова

В 2021 году спектакль «Касатка» Молодежного театра на Фонтанке, достигнув своего 22-летия, покинул родную сцену. Но в нынешнем сезоне эта комедия о любви вернулась в репертуар театра как проверенное лекарство, надежный якорь, спасающий от бурь неопределенности современного мира.

Конечно, «Касатка» не могла вернуться прежней. Два года отсутствия изменили, омолодили любимую многими комедию. И вот, в зале Молодежного снова аншлаг. Смех, переходящий  в слезы. Загадочная Касатка, инфантильный Князь, незаменимый Желтухин и другие герои истории снова со зрителями, готовыми, переживать события спектакля из года в год без перерыва.

«Скука…» - томно подытоживает Касатка (Алиса Варова), сидя на кровати с нелюбимым мужчиной, с каждым выдохом признаваясь себе в собственной несвободе. В комнате Марьи Семеновны Косаревой и князя Бельского (Андрей Кузнецов) подразумевается богемный вечер в разгаре – с картами, вином и старинными романсами. На деле же – время здесь застыло, а вместе с ним и четверо знакомых, томящихся от ночной духоты, причина которой вовсе не в закрытой форточке. Маета – то русское слово, которым можно охарактеризовать общее настроение первой половины первого действия.

Касатка, Бельский, Стивинский (Александр Рыбаков) и Уранов (Сергей Малахов) не пытаются скрывать недовольства своей жизнью, неудовлетворенности своим состоянием, щемящей тоской как по былому, так и по отсутствующему будущему. Причины душевного ступора героев А.Н. Толстого на сцене Молодежного озвучиваются сразу же. Многочисленные звучащие со сцены романсы, поворачивающие «взор вовнутрь», откровенно иллюстрируют плохо скрываемую тоску по любви каждого персонажа. Зрители оказываются на бесконечной, осточертевшей всем героям (как и карты, алкоголь да заунывные песни) вечеринке, ставшей образом существования. Тридцать минут декаданса и отчаяния словно погружают зал в душный туман бессмысленной жизни героев пьесы, скорый прыжок в сюжете которой вскоре все переменит.

Смена городской обстановки на сельскую для героев становится глотком свежего воздуха. Оказаться в мире тетушки Варвары Долговой (Регина Щукина) – чистое облегчение, выдох всей грудью, как при появлении первого мартовского солнца. Взамен двухспальной тахты в темных шелковых простынях перед зрителями – широкая, натуралистичная яблоня. Меняется и световое оформление, будто растворяющее своей теплотой туманную дымку бессмысленного бытия и бездействия. Князь вдохновленный приездом к тетушке, напоминает школьника, пребывающего в гостях у бабушки в деревне. Легендарный Абрам Желтухин в исполнении Сергея Барковского разыгрывает сцену с Дуняшей, достойную отдельной одноактной комедии. Илья Ильич (Александр Тихановский) и Раиса Глебовна (Василина Кириллова) – в ожидании свадьбы, хоть и не разделяют восторгов предсвадебной подготовки, оставляя эту участь Варваре Ивановне. И только Касатка-Марья Семеновна никак не может открыть дверцу клетки своей души. Разыгрывая фарс из-за царапины на пальце, капризничая от непроходящей скуки, героиня почти оставляет попытки смены стереотипа своего существования, но тут действие приобретает мелодраматическую направленность…

Найдя приметы мелодрамы в современной постановке, зритель невольно спрашивает себя: разве сентиментальные диалоги, долгие неотрывные взгляды и музыка, преувеличивающая эмоциональность наигранного конфликта, не наскучили ему в многочисленных сериалах и антрепризах? Наскучили, но речь идет о постановке Спивака, где всегда есть место ироничному отношению к любым предлагаемым обстоятельствам. Образующийся в спектакле любовный четырехугольник - Касатка, Илья Ильич, Раиса и Князь - иллюстрируется целой палитрой ироничных оценок и интонаций. И благодаря нотам сарказма в игре актрисы Алисы Варовой, буффонадной манере заслуженной артистки России Елены Соловьевой (двоюродная тетка князя Анна Аполлосовна) мелодраматическое напряжение, возникшее в результате «сложного жизненного выбора» героев, уже не выглядит надуманным и избыточно серьезным.

В момент, когда растерянность и нерешительность Касатки приводит ее к рискованному перепутью, вдруг становится понятна причина многолетней зрительской любви к этому спектаклю. Ведь многим знаком этот страх перед   новой, счастливой жизнью, а вот признаться себе в нем в силах не каждый. Именно он сковывает Марью Семеновну, страстность и решимость которой просыпаются в кульминационной сцене пластического этюда, сопровождаемого громовыми раскатами. Невидимый дождь здесь смывает барьеры прошлого, освобождает героев от выдуманных самими людьми оков, награждает за сделанный шаг в будущее. Можно осуждать выбор героев, не понимать его, обвинять сюжет в примитивности, но, когда зал синхронно выдыхает под стук каблуков двух воодушевленных пар, убегающих от нелюбви и рутины, невозможно не улыбнуться вместе со всеми. Значит, все еще впереди, значит, никогда не поздно расшевелить душевный застой и отправиться в «новый полет».

Спектакль Спивака – не слащавый разговор о бесконечном счастье. Влюбленные убегают в непростой мир, где им предстоит узнать самих себя. Это напоминание о том, что за стеной мучительных для души стереотипов – жизнь, полная страданий, потерь, одиночества и трудных выборов, которых не надо бояться. Потому что любовь – спасательный круг на уходящем в далекое плавание корабле под названием «Касатка».

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо