КАСАТКА СНОВА ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ПОЛЁТ

Источник – «Петербургский театрал» №3 (43)

Текст – Марина Константинова

Говорят, в одну реку невозможно войти дважды. В самом деле, повторить спустя много лет масштабный успех чего бы то ни было практически невозможно. Но, к счастью, случаются исключения из правил, успешные воскрешения и возвращения, удачные возобновления. Режиссеру Семену Спиваку блестяще удалось представить актуальную редакцию собственного спектакля «Касатка», который когда-то заставил говорить о себе в театральных кругах Петербурга. И вот сцена Молодежного театра на Фонтанке вновь с триумфом встречает эту постановку, получившую отныне название «Касатка. Новый полет».

Пьеса Алексея Толстого в жанровом отношении стартует в качестве вполне себе авантюрной комедии, и на какое-то мгновение обманчиво кажется, что и спектакль сам будет по эстетике неприлично близок к достаточно непритязательным антрепризным работам. Но, к счастью, затем сюжет делает решительный шаг в сторону драматического искусства, а с ним набирает смыслы и постановка. Теперь перед нами истинная, страстная драма на тему сердечных чувств. Чуть-чуть не делают герои роковой ошибки, едва не случается несчастливая свадьба не по настоящей любви, а по скучноватой жизненной необходимости. Но, как говорят в подобных случаях немцы, ende gut, alles gut. Изящная непошлая любовная кадриль разводит героев к истинным своим избранникам. И вот уже не надо ничего скрывать, незачем таиться и бояться. Все становится таким естественным, единственно верным, подлинно ценным. Любовь здесь берет под свое нежное теплое крыло даже тех, кто уже и не чаял обрести хоть какое-либо завалящее счастье. Тем не менее, легкая нотка незримой, но вполне ощутимой тревоги пробегает где-то в воздухе. Еще бы, ведь на календаре 1916 год, и как знать, много ли отмерено этого самого счастья нашим героям…

Спектакль Семена Спивака получился в итоге по-хорошему и правильно театральным, не претендующим на открытие тех или иных принципиально новых горизонтов. Не ждите здесь и какой-либо свежей интерпретацией устоявшихся идей. Но постановка ценна совсем иным: живым наполненным внутренним движением, мастерским партнерским взаимодействием, тонким уместным локальным юмором, интересной, наполненной символами сценографией. А самое главное в этой работе – точные, яркие, продуманные до мелочей актерские работы. Настоящая великолепная россыпь исполнительских удач. Алиса Варова, воплощающая образ красотки «Касатки», умело играет роковую женщину непростой судьбы, страстно желающей тихого уютного счастья. Богатый на тонкое мужское обаяние Андрей Кузнецов (князь Бельский) ловко маневрирует на грани драмы и комедии. Регина Щукина в роли Варвары Ивановны Долговой самим своим типажом и актерской игрой вызывает в зрительской памяти ассоциации с незабвенной Маргаритой Павловной из «Покровских ворот». Александр Тихановский (Илья) способен покорить не одно сердце своей мощной брутальной харизмой. Василина Кириллова в роли Раисы, его невесты, юна, свежа и очаровательна. Сергей Барковский блестяще разыгрывает свой собственный спектакль в спектакле, претендуя на локальный яркий бенефис, и его Желтухин раз за разом срывает зрительские аплодисменты. Даже небольшие роли не выглядят здесь второстепенными или непродуманными, будь то матрос Панкрат (Руслан Бальбуциев) или горничная Дуняша (Ульяна Ворожейкина). Сочетание всех этих значений и рождает спектакль, который, кажется, и сам парит в воздухе невесомо и изящно, как та самая легкокрылая касатка.

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо