ЛАСТОЧКА ВНОВЬ ПРИЛЕТЕЛА

Источник – Журнал «Театр +», Апрель 2023 (32)

Текст – Евгений СОКОЛИНСКИЙ

Не все зрители Молодёжного театра знают: касатки – деревенские ласточки. Путают с косатками – китообразными. «Орнитологический» момент в названии обновлённого спектакля («Касатка. Новый полёт») уместен. У каждого театра с долгой историей есть своя «Чайка». В Молодёжном, вернее, Молодёжном эпохи Семена Спивака, «чайка» именуется «Касаткой».

В Молодёжном театре на Фонтанке многие спектакли идут долго. И это хорошо. Во времена тотальной неустойчивости  стабильность нужна как воздух. 22 года существования «Касатки», при неизменных аншлагах, благотворны. В 2021 г. театр, тем не менее, с ней попрощался, чтобы 8 марта 2023 года вновь встретиться. При «прощании» я написал в рецензии: «театр оперирует другими понятиями, чем физический возраст». Имеется в виду, что молодых персонажей не обязательно должны играть молодые актёры. И подпишусь перед этими словами сегодня. Глядя на Александра Строева, Михаила Черняка, которым за 50, в ролях молодых влюблённых, я не испытывал в 2021 году дискомфорта. Теперь ансамбль  изменился почти полностью. За исключением возрастных ролей. Невозможно заменить Сергея Барковского – Абрама Желтухина. Это главная звезда постановки. Неизменен. Разве что волосы стали ещё более всклокоченными. Перешла в новую версию и тетушка Анна Аполлосовна – Елена Соловьева. Правда, стала безумнее, насколько это возможно. Если раньше она без очков хотя бы различала мужчин и женщин, то теперь и это для неё нереально. Татьяна Григорьева тоже будет продолжать изображать тётушку Варвару Ивановну Долгову. Однако 8 марта ей помешала традиционная зимняя травма – поскользнулась. Её успешно заменила разноплановая, острохарактерная актриса Регина Щукина. Что не мешает ей играть Жанну д'Арк в «Жаворонке» Ж.Ануя.

После премьеры я перечитал пьесу А.Н.Толстого и убедился: все самые любимые сцены (и даже реплики) «Касатки», самые смешные эпизоды принадлежат режиссёру и его ансамблю. В оригинале нет ни чудовищной близорукости тётушки, ни упоительной сцены с рюмочкой (Варвара Ивановна и  Желтухин), ни генеалогических фантазий Абрама Алексеевича («мой отец, старый латыш», и т.д.). Комедия Толстого, безусловно, сценична, но не самоигральна. Помню постановку Театра драмы и комедии в 1970-е гг. Было очень скучно.

Хотя и у автора пьеса названа комедией, «Касатка» в Молодёжном изначально комичнее. Решение жанра всегда вопрос первостепенный для постановки. И вторая редакция, при общей сохранённости рисунка, жанр несколько поменяла. Спектакль стал  контрастнее. Линия старшего поколения благодаря Сергею Барковскому, Регине Щукиной, Елене Соловьевой и Вере (дочери Анны Аполлосовны-Вершининой) приобрела  большую фарсовость, а  квартет влюблённых  посерьёзнел, появился лирико-драматичный план. Спивак добавил некоторые шутки, расширил вместе с балетмейстером С.Грицаем пантомиму любовных страстей (Илья и Марья в конце 1-картины 2-го действия).

Дело не в возрасте исполнителей, а в том, что понятие сценической правды за два десятилетия изменилось. По крайней мере, два героя первого состава были по-хорошему странными. У Михаила Черняка – некоторое сходство с Чаплиным, капризные интонации испорченного подростка. У  Александра Строева басовый рык с некоторой гнусавостью. У обоих есть внутренний комизм, самоирония. То, что князюшка не способен спуститься по лесенке с дерева, раньше не казалось удивительным. Черняк-Анатолий поражал юную воспитанницу епархиального училища своей «неотмирасевойностью» -- он из её дамских романов. Раиса смотрит на князя, как на цыплёнка о 4-х лапках, которому она состадала с тётушкой. Андрей Кузнецов-князь вполне вменяем, хотя тоже слабоволен. Когда «хищник» Илья с орлиным носом делал солидную «вводку» перед свадьбой своей невесте, пончику с ямочками (Зоя Буряк), это было очень комично. Он разговаривал с ней, словно с ребёнком, но не знал педагогических приёмов. Трудно было найти что-либо более несовместимое, чем эта пара: кондора и воробушка. Раиса для Ильи – привычная часть детства. Если Касатка с удовольствием вспоминала глаза-угли Ильи, своего поклонника в театре «Аквариум», то и у Сурковой такие же глаза, жесткие, мстительные. Куда уж инфантильному князюшке с ней справиться! Схрумкает. Во всех четверых влюблённых была несомненная «чересчурность».

Новые влюблённые более натуральны. Они выросли в контексте современного кинематографа, с его максимальным жизнеподобием. Они не подают броско ударные реплики, а разговаривают, как обычные сегодняшние люди.  Шукшин им ближе, чем классики XIX века. Зоя Буряк во всех ситуациях умиляла своей супер-наивностью. Василина Кириллова-Раиса взрослеет на глазах в течение двух действий. Когда она отчитывает своего бывшего жениха («Ты-грубый, тупой, бессердечный, упрямый человек»), это уже не смешно. С такими ощущениями идти под венец не стоит. Нет сомнения, кто будет верховодить в ее семье с Анатолием (Кузнецовым). Она высосет из нежного мужа всю любовь, на которую он еще способен. Кстати, Спивак выбросил (и правильно) рассказ Раисы о том, что она будет работать у дяди в Симбирске переписчицей «до глубокой старости». Это такие же бредни, как обещание Желтухина вырастить гигантский артишок. Раиса будет хвостики у крыжовника обрезать. Не более. Впрочем, могут быть и дети.

Ситуация с Алисой Варовой-Касаткой более сложна. Любопытно, что в розовской пьесе «В день свадьбы» героиня отпускает жениха – здесь забирает чужого жениха. Варова, сыгравшая Настасью Филипповну в «Идиоте», конечно, может изобразить роковую женщину, но пока актриса в начале пути. Хочется большей строгости, весомости. Всё-таки она из крестьянок, и простота постепенно пробуждается по мере пребывания в деревне. Сейчас есть противоречие между тем, что молодые артисты представляют сами собой и периодическим влезанием в чужой актёрский рисунок. Андрей Кузнецов (кстати, он всего на 10 лет моложе Черняка) естественен по природе, и преувеличенные восторги по поводу прелестей природы для этого исполнителя не столь органичны. Сыгравший короля Дерамо («Король-олень»), шекспировских Кассио, Лаэрта, он чаще выступает в образах романтичного влюблённого или резонёра.

Так же нормален Александр Тихановский-Илья. Этот вряд ли может на четвереньках уползать в кулису от любимой, даже в подпитии. Тихановский пишет песни и стихи. Он, скорее, мечтатель, а не носитель роковых страстей.

Разумеется, обычный зритель не будет детально сравнивать обе версии. И в спектакле есть стержень, запас прочности, который держал «Касатку» до 2021 года и будет держать зрительское внимание сегодня. Однажды в 1999 году была найдена атмосфера, и публика по-прежнему испытывает нежность по отношению  ко всем персонажам. «Касатка» --комическая идиллия, которая так нужна в наше время, хотя финальная реплика напоминает: «Жизнь, в сущности, такая  тяжёлая штука». Это правда. Но ведь есть Молодёжный.

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо