Источник – АН-Питер от 15.02.2022
Текст –Ольга ПРУСАКОВА
Мы уже писали о проведенном Молодежном театром на Фонтанке конкурсе рецензий «Верю! Молодые о Молодежном». Среди его победителей магистрантка «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций» СПб ГУ Ольга Прусакова. Текст ее отзыва на спектакль «Звериные истории» мы публикуем в литературной редакции.
На сцене Молодежного театра на Фонтанке воплотили замысел пьесы американского драматурга Дона Нигро «Звериные истории». Режиссёр Семен Спивак показал свою интерпретацию известного за пределами России произведения.
Что первым приходит на ум при прочтении названия спектакля? Веселая постановка о тайной жизни зверушек или трогательная история по примеру Маугли… Но разговор пойдет о серьезных, связанных с непреходящими ценностями вопросах! Как они могут сочетаться животными, спросите вы? В постановке Семена Спивака это не только возможно, но и выполняется превосходно, мастерски.
За полвека пьесы Дона Нигро разлетелись по театрам США и Европы и до сих пор поражают зрителей своей чувственностью и глубиной. Несмотря на известную любовь драматурга к русской классике, в России он был почти неизвестен. Но интерес к творчеству Нигро постепенно просыпается у российских режиссеров, и опыт постановок в нескольких театрах это показывает.
«Звериные истории» – это десять коротких эпизодов, повествующих о жизни кошек, попугаев, бурундуков, утконосов и других животных. Сам Семен Спивак говорит, что это самая сложная пьеса, которую он когда-либо ставил: «Трагикомедия – любимый жанр Молодежного театра. Но я еще никогда не ставил таких сложных пьес. Избрав героями животных, драматург без прикрас описал отношения между людьми. Безумие, страх, искушение, одиночество – все это есть в жизни человека. Гармония достигается балансом: на одной чаше весов – юмор, а на другой – грусть.
Таков и наш спектакль. Его судьбу не угадать, но мне кажется, что зрителю он нужен. Можно назвать его предупреждением: будьте бережнее по отношению к тем, кто рядом, будьте терпимее.... И театр, который на одном языке говорит со зрителем о его проблемах, будет вам поддержкой».
Уже в начале спектакля обращает на себя внимание сценография: темный причал, где светится одинокий фонарь, пустые скамейки, висящие в воздухе зонты. Атмосфера опустевшего пляжа так и располагает к философским рассуждениям.
Раздается звонкий смех молодых ребят. Но это не звери, которых все ожидали увидеть… Немая сцена игры в волейбол в сочетании с медленным поднятием зонтов вверх дает возможность настроиться на волну первого действия. Отгремел купальный сезон, и теперь перед нами пустующий пляж, на который приходят отчаявшиеся, одинокие герои. В зарисовках сочетается абсурд, фарс и в то же время трагичность.
Уже в первой истории «Три дикие индюшки в ожидании кукурузных початков» зрители смеются над страстью Боба и Джорджа (Ярослава Соколова и Константина Дунаевского) к початкам кукурузы, над их диким и задорным танцем, но в то же время проникаются жалостью к мечтательной Пенни (Алисе Варовой), пыл которой пытаются остудить ее товарищи. «Жизнь не только кукуруза и жучки». Молчание, странный взгляд, смех, снова танцы… «А я всегда хотела играть на саксофоне». Тут понимаешь: в голове маленькой индюшки поселилась мечта. Ее не останавливает то, что у нее нет пальцев и губ, что саксофонного дерева, которым она грезит, может и не существовать. Она хочет идти вперед и идет!
…Проблема семейных взаимоотношений затрагивается в сцене с попугаями – Ричи и Пегги, живущими в одной клетке. Через весь эпизод проходит негодование героя Сергея Яценюка на то, что из дня в день он
вынужден произносить один и тот же текст без возможности контролировать это. «Меня как будто проглотил инопланетный робот». Кульминация достигается, когда Ричи яростно кричит о ненависти к своей возлюбленной: «Можешь ты сдохнуть?». Не успел выйти за дверь, оглянулся. Молчание. Спустя множества попыток докричаться до лежащей без сознания Пегги (Ирина Полянская), герой понимает: она действительно умерла. Тревожная музыка с ноткой торжества. «Я тебя люблю, вставай…». В этот момент в голову приходит фраза «Не ценим, когда имеем. Потерявши, плачем». Ох, бедный Ричи, как много в нем человеческого…
…Свет прожектора перемещается на скамейки, где уже давно сидит человек в черном. Всего один синий воздушный шар как символ того, о чем пойдет речь в данной сцене. В ироничной форме утконос (Андрей Шимко) ведает нам о своем одиночестве: «Быть не таким, как все – это ужасно», «Я такой какой я есть, в этом странном маскарадном костюме утконоса». Самый страшный день для не похожего на всех утконоса – день, когда он исчезнет и превратится в ничто. Монологи – самая впечатляющая часть спектакля! Но и самая сложная для самих актеров. Андрей Шимко превосходно справился с этой задачей, выразив не только неподдельную грусть, щемящую сердце его героя, но самоиронию в отношении к своей непростой судьбе.
…Свет гаснет, лишь один желтый луч падает на середину сцены. Выходит бурундук-работяга в грубой изношенной одежде (Сергей Малахов). И здесь, наверное, уместнее всего звучала песня Аквариума «Господу видней», так часто фигурирующая в спектакле. Весь монолог героя наполнен противоречиями: с одной стороны, Бог для него что-то великое, а, с другой, он «даже не земля, он пустота остающаяся после того, как земля уже вырыта». А вырыта им, бурундуком! Из монолога
становится ясно: этот герой – не веселая игрушка, он окружен тревогами. Да еще и вопросы религии поднимает… Удивительно.
…Быть не таким, как все, – сложно, но стать «белой вороной», выделиться из толпы, не легче. Кошка Мэгги (Анастасия Тюнина) в сцене «Теория нитки» объявляет бойкот миру, в котором кошками манипулирует рука человека, держащая нитку, которую кошки ловят. Под громкую рок-песню «Bangarang» Skrillex Feat. Sirah Мэгги показывает истинные эмоции, и хочется прожить хоть момент с этой маленькой эксцентричной кошечкой.
…У каждого из нас есть соблазны. Об этом история «Мышеловка» с экстравагантной (по-другому не скажешь!) героиней-мышью (Эмилия Спивак). Она умна и осторожна, но, как и все до и после нее, не может устоять перед желанием съесть манящий сыр в ловушке. После – трагическая гибель, обозначенная красным светом.
…Коровы (Ксения Ирхина, Алиса Варова, Юлия Шубарева), напротив, не блещут умом, потому что встречают смерть, в буквальном смысле «смотрясь в зеркало», думая, что оказались на вечеринке. Здравый смысл, то и дело просыпающийся в Бесси (Юлия Шубарева) все равно заглушается стадным чувством. Коровы по очереди заходят в темную комнату. Резкий звук. И через секунду на крюках уже везут свежее мясо… Думаю, этот момент наиболее отчетливо показывает, перед нами – трагикомедия.
В спектакле актеры неоднократно обращаются к зрителям, что еще больше усиливало юмористическую атмосферу. Коровы просят сфотографировать их на фоне «афиши» (отчетливая надпись «Скотобойня», на секундочку). А бурундук на смех зрителей тут же отвечает: «Че «ха-ха? Работать надо!».
Спектакль «закрывают» лемминги, которые неоднократно появлялись на сцене в промежутках между историями. Лемминг Эм
тщетно пытается показать своим товарищам, что они идут в никуда, что впереди обрыв и острые скалы. Но они «должны идти», и все тут. Хватают Эма под обе руки и продолжают шагать…
Думаю, финал поражает если не всех, то многих зрителей: просыпается острое чувство, что все мы немного лемминги. Идем, не зная куда и зачем, не задумываясь о том, что ждет нас впереди… Концовка остается открытой, и каждый задумывается о той проблеме, которая откликнулась в сердце.
Казалось бы, в спектакле должны фигурировать костюмы животных, как минимум хвосты и ушки. Но здесь мы видим обычную современную одежду: косухи, худи, джинсы. В этом замысел Нигро: понять внутренний мир животного можно лишь глядя ему в глаза. Именно поэтому в постановке важны не костюмы, а актерская игра. Актеры с этой непростой задачей справились превосходно!
Соблазны, страхи, иллюзии… Все это скорее о человеческом, чем о зверином. Но, быть может, человек порой животное, поддающееся искушениям или, напротив, пытающееся противостоять своей истинной природе?
Существование на грани комического и трагического, ироничные образы, прекрасная актерская игра настолько впечатляют, что по окончании спектакля хочется вновь и вновь задержаться в зале, чтобы дождаться чудесного послевкусия размышлений от спектакля.