Источник – Санкт-Петербургские ведомости от 22 января 2022 года
Беседовала Светлана РУХЛЯ
Эта удивительная, глубокая, интеллектуальная актриса уже три десятка лет служит в Молодежном театре на Фонтанке. На петербургские подмостки она вошла как яркая, цельная Катерина из пьесы Александра Островского. Спектакль стал триумфом режиссера Семена Спивака, легендой его театра. Запомнил город и артистку Екатерину Унтилову, с тех пор сыгравшую немало запоминающихся ролей. О прошлом, настоящем и будущем с заслуженной артисткой России побеседовала театральный критик Светлана Рухля.
– Екатерина, в октябре 2021 года исполнилось 30 лет вашего служения в Молодежном. Как все начиналось?
– А начиналось все в прекрасном городе Киеве, в Театральном институте имени Карпенко-Карого. Счастливый период студенчества! С огромной благодарностью я вспоминаю своих педагогов. Я училась у очень хороших преподавателей, принадлежавших к разным школам. Мастер нашего курса Анатолий Георгиевич Решетников был учеником Павла Сергеевича Хохлова, второй педагог – Юрий Петрович Непша – долго работал в московском «Театре на Таганке» у Юрия Петровича Любимова. И вот два таких абсолютно непохожих театральных направления создали на курсе интересную и яркую рабочую атмосферу, которая способствовала созданию абсолютно различных дипломных спектаклей курса.
Спектакль по пьесе Максима Горького «Зыковы», где я играла Софью, был срепетирован в классической манере русского психологического театра, а мюзикл «Труффальдино из Бергамо» по мотивам пьесы Карло Гольдони, где я пела Беатриче, – в стиле игрового театра.
Годы учебы дали мне возможность поработать с замечательным и известным режиссером Михаилом Юрьевичем Резниковичем, на курсе которого я играла «Вассу Железнову» в одноименной пьесе Горького.
Екатерина Унтилова в спектакле «Гроза» / Фото предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке
– А как после института вы оказались в Вильнюсе?
– По межреспубликанскому распределению, и поскольку детство я провела в Прибалтике, в Риге. Меня это увлекло, хотя Киев для меня – любимейший город, и мне было тяжело с ним расставаться.
Главный режиссер вильнюсского «Русского драматического театра» Иван Петрович Петров пригласил меня в свой театр, где я дебютировала в спектакле Владимира Анатольевича Туманова «Перед заходом солнца» по пьесе Герхарта Гауптмана, в роли Инкен. В то время в театре был прекрасный актерский ансамбль. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю своих любимых партнеров, у которых многому научилась.
В тот период театр приглашал на постановки спектаклей лучших режиссеров, и мне посчастливилось поработать с Адамом Ханушкевичем и Романом Виктюком.
Я сыграла Нину в спектакле «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской и Маргариту в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова в постановках Романа Григорьевича. А в спектакле Адама Ханушкевича «Домашние песни Монюшко» спела главную партию. Работа в Литве – незабываемый, насыщенный и счастливый период моей жизни!
– С ролью Маргариты вам пришлось встретиться и впоследствии.
– Второй раз я сыграла эту роль у Йонаса Вайткуса.
– Ваши Маргариты были похожи?
– И Вайткуса, и Виктюка волновала одна и та же тема: тема художника и настоящей любви в агрессивном социуме. Спектакли были не похожи, у Виктюка спектакль – притча, а у Вайткуса спектакль – сатира. Виктюку был нужен более статичный образ Маргариты. Она была эпической, трагической героиней, замедленно двигалась и не имела никакой особенной пластики. У Йонаса она была более порывистая, быстрая, стремительная – внешний рисунок был более нервный и гибкий. Пластически и внутренне решение образа Маргариты у Вайткуса и Виктюка было разным.
– А «Мастер и Маргарита» был в числе ваших любимых романов?
– Я вообще очень люблю Булгакова! Очень! Судьба была благосклонна ко мне. Кроме роли Маргариты, я имела счастье играть Елену в «Днях Турбиных».
– Описать вашу Елену не хватит никаких слов…
– «Турбиных» мы играли почти 20 лет – спектакль менялся, развивался, кто-то уходил, кто-то вводился – это был такой полноценный жизненный поток, кусок жизни, расставаться с которым было очень тяжело.
Унтилова в роли Ольги в спектакле «Три сестры» / Фото предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке
– Он остался прекрасной легендой…
– Да. Мы вовремя остановились. И он остался легендой, я считаю его одной из лучших работ Семена Яковлевича Спивака. Материал оказался абсолютно спиваковским, ведь у Булгакова всегда гремучая смесь парадоксального юмора и трагедии! Юмор, слезы, трагедия, комедия – все сразу, в одном флаконе. Без переходов, как и бывает в жизни. Семен Яковлевич очень хорошо почувствовал Булгакова. Спектакль создавался с невероятной любовью, все первые исполнители были прекрасны! Мои любимые партнеры – Валера Кухарешин, Женя Дятлов, Сережа Барковский, Петя Журавлев и Костя Воробьев! Я хотела сказать много слов благодарности всем в день, когда мы его в последний раз сыграли, но не смогла: душили слезы.
– Предполагаю, что Елена – ваша любимая роль в Молодежном театре?
– Я не могу так сказать. Я ее очень люблю. Но я очень люблю и Ольгу в «Трех сестрах» Чехова. И Катерину в «Грозе» Островского, с которой дебютировала в Молодежном театре на Фонтанке. У меня было невероятное впечатление и от самой героини, и от прочтения Спивака! 1992 год, ситцевые холмы, ситцевые сарафаны, живая музыка, народные песни. Ансамбли и хоры, которые были талантливо сделаны Иваном Благодером.
Театр позволил мне сотрудничать и с другими яркими петербургскими театральными режиссерами. Владимир Анатольевич Туманов дал возможность сыграть в спектаклях, которые стали событием в театральной жизни города: «Лунные волки» Нины Садур, где я играла Мотю и «Двенадцатая ночь» Шекспира, где я играла Оливию. Я не могу не сказать и о важной для меня работе в спектакле «Валентинов день» Алексея Янковского. По пьесе Ивана Вырыпаева.
В образе Кручининой в спектакле «Без вины виноваты» / Фото предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке
– Скажите, есть роли, которые хочется сыграть?
– Мне кажется, сейчас наступил счастливый период, когда можно воплотить огромный пласт темы матери. Это самая сложная и самая интересная тема.
– Один из лучших вариантов этой темы – Кручинина в спектакле по пьесе Островского «Без вины виноватые».
– Да, и я благодарна судьбе и театру, что появился этот материал. Мне нравится, что режиссер Андрей Дмитриевич Андреев выбрал единственно правильное решение для финала спектакля – не мелодраматическое, а трагическое. Потому что, когда человек, как Кручинина, живет сердцем и все принимает близко к сердцу, то оно в какой-то момент может не выдержать. Я знаю, не все приняли этот финал, но мне он очень близок.
В «Днях Турбиных» Унтилова сыграла Елену Тальберг / Фото предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке
– О чем вам хотелось бы говорить со зрителем через ваши роли?
– О любви. Я не открою Америку, что есть только две темы, достойные исследования на территории театра – тема любви и тема смерти.
– Тема любви многомерна – это ведь и любовь к своему театру.
– Конечно. В Молодежном театре я работаю 30 лет, и эти 30 лет прошли, как один день. Наверное, потому, что были счастливыми. Число «30» производит на меня сильное впечатление. Прожито и сделано было много, но еще не исчерпан интерес ни к театру, ни к людям, которые здесь работают, ни к Спиваку. И это замечательно!