ХОЛОДНЫЙ ДОМ

Источник - Невский театрал. 2014. Июнь. Текст - Мария Кросс.Пьесу «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсия Лорка написал в 1936 году, в эпоху, пафосом которой был протест против деспотичных за¬конов социума. Потомкам свойствен¬но переоценивать идеалы предыдущих поколений, и «тиранка» Бернарда Аль¬ба в спектакле, поставленном в Моло¬дежном театре по пьесе Лорки, скорее вызывает у зрителей сочувствие.
Действие спектакля разыгрывает¬ся на площадке, вымощенной камнем и окруженной каменными стенами - дворике дома Бернарды Альбы. Ка¬менные стены патио, выстроенные художником Еленой Беккер - это тюрьма, в которой отбывают «пожиз¬ненное заключение» дочери Альбы, принужденные нести свой крест без¬брачия. После смерти мужа Бернарда объявляет восьмилетний траур, во время которого никто из дочерей не сможет выйти из дома. Никто, кро¬ме самой старшей - Ангустиас - со¬рокалетней и богатой (только у неё есть приличное приданое), к которой посватался самый красивый парень в деревне по прозвищу Пепе-цыган. С самого начала спектакля режис¬сер умело «держит» внимание зри¬тельного зала. Бедно одетая служанка (Наталья Паллин) страстно переби¬рает сложенные в большом сундуке вещи умершего мужа Бернарды. Толь¬ко она, да еще дочь Магдалена испы¬тывают к усопшему что-то похожее на любовь. Шестидесятилетняя Бер¬нарда в исполнении Екатерины Ун- тиловой чувствует только усталость. Диалог служанки с разбитной Пен¬сией (Татьяна Григорьева), нарядно одетой и олицетворяющей радость жизни, прерывается торжественным шествием героинь в черных платьях - картина, от которой захватывает дух. Возглавляет шествие Бернарда Аль¬ба - высокая, статная, красиво одетая. В этой сцене ее осанка горделива, лицо надменно и возвышенно. Под ее руководством женщины поют католический хорал, кото¬рый позволяет ощутить всю свя¬тость и серьезность произошед¬шей смерти. Но вот уходят участвовавшие в мессе соседки, разбегаются по комнатам нежно попрощавши¬еся с Бернардой дочери (в спектакле, в отличие от пьесы, они испытывают теплые чувства к матери), и героиня остается вместе с Понсией, жадно выпытывая у нее местные сплетни. Бернарда Екатерины Унтиловой внутренне сильна, она не тиранка, а скорее всего лишь хан¬жа, руководствующаяся стремлением к порядку, Для нее важно поддержа¬ние статуса и соблюдение обычаев предков, она не хочет принимать то, что мир вокруг изменился, что статус и обычаи не помогают, как раньше, а скорее мешают выживанию рода. До той самой трагической минуты в фи¬нале, когда Бернарда возьмет в руки ружье, дочери не очень-то ее боятся. То, что Бернарда не доверяет служан¬ке, в трактовке Евгения Титова впол¬не справедливо - ведь та крутила ро¬ман с мужем Бернарды, а в удобный момент, когда утомленная Бернарда засыпает, стягивает с пальца хозяйки драгоценное кольцо. Бернарда не¬справедлива только по отношению к Понсии - не хочет верить намекам той на неблагополучие в своей семье. Она ведет «страусиную политику», стараясь не замечать того, что не ук¬ладывается в ее жизненную концеп¬цию. И это в конечном итоге приво¬дит ее к одиночеству и безумию. В спектакле, основная тема ко¬торого - тема женской судьбы, Бер¬нарда вызывает сочувствие. В начале действия Бернарда - гордая и власт¬ная женщина в рассвете сил. На на¬ших глазах она, не выдерживая на¬тиска бунтующих дочерей, стареет, а к концу становится почти копией своей безумной матери Марии Хосефы, великолепно сыгранной Наталь¬ей Дмитриевой. У Бернарды появля¬ется такая же длинная белая ночная рубашка, волосы, заплетенные в ко-сичку, такое же безумие во взгляде. Дочери Бернарды обладают на¬стоящим испанским темпераментом, они переполнены энергией, кото¬рую не знают, на что излить. Свой истинныи норов они показывают, оставшись без наблюдения стар¬ших - веселясь, завидуя, выслеживая друг друга и строя козни. В «тюрьме» Бернарды кипят страсти. Придумы¬вает веселые проказы, подбивает сестер к очередному бунту отчаян¬ная Магдалена (Светлана Строгова). Всегда готова поддержать сестер в проделках и выразить им сочувствие добросердечная Амелия (Людмила Пастернак). Она еще не рассталась с детством и постоянно таскает с собой куклу. Самодовольство «счастливи¬цы» Ангустиас (Надежда Рязанцева) во втором действии оборачивается несчастьем - судьба готовит ей роль нелюбимой и обманутой жены. Героиня Анны Геллер Горбунья Мартирио - еще одна драматическая фигура. Казалось бы, самая веселая из сестер, она глубоко в душе хранит боль. Это становится понятно, ког¬да, уличенная в воровстве кружева из приданого Ангустиас, она горько произносит: «Много ли в моей жизни радостей!» Горечь проскальзывает в бесшабашности ее дерзких жестов. Поражает неистовость, с которой она борется за право на свое немудреное женское счастье. Эта неистовость вкупе с близорукостью Бернарды - движущие силы разворачивающей¬ся трагедии. Настоящая бунтарка из дома Бернарды- самая младшая сес¬тра Адела (Анастасия Тюнина) платит за бунт своей жизнью.В спектакле много продуманных и красивых моментов. Поразитель¬на сцена, когда героини, обреченные на заточение, наблюдают из окон за процессией жнецов. Лица актрис при этом обращены в зал, и в этих лицах можно прочесть восхищение, стра¬дание, страсть - всю многообразную гамму чувств. После этого уже не¬льзя не сострадать этим «женщинам без мужчин», обреченным на жизнь, несовместимую с их природой. Еще одна режиссерская находка - сцена перед финалом, в которой Понсия пытается рассказать Бернарде то, что знает о ее дочерях, и те неожиданно появляются. Они как будто слушают, что говорят о них мать и Бернарда, а затем включаются в действие. Благо¬даря необычной трактовке, а также качественной и искренней игре акте¬ров, старая пьеса обретает новое про¬чтение. Режиссерский дебют Евгения Титова можно назвать удачным.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо