Источник - газета "Утро Петербурга", 13 октября 2014.
Текст - Алиса ТУМАНОВА
Современный человек не всегда способен остановиться на бегу и насладиться мимолетными мгновениями счастья, оценить их по достоинству. Эту проблему затрагивает пьеса американского драматурга Торнтона Уайлдера «Наш городок», премьера которой состоится на сцене Молодежного театра на Фонтанке 30 и 31 октября. Режиссер спектакля Сергей Морозов рассказал «Утру Петербурга» о сложностях постановочного процесса и собственном взгляде на особую актуальность пьесы Уайлдера.
Почему вы выбрали для постановки именно «Наш городок»?
Это произведение, как и многие другие в репертуаре Молодежного театра на Фонтанке, поднимает очень простые и одновременно сложные вопросы. И главный из них: почему мы не ощущаем ценность каждого мгновения, транжирим жизнь, разбрасываемся теми минутами счастья, которые у нас есть, не понимаем, что лучший день в жизни — это сегодня. Для нас эта пьеса ни в коем случае не связана с конкретикой того времени или географией, которые описывает Торнтон Уайлдер, — жизнь небольшого городка на северо-востоке США в начале XX века. В спектакле мы говорим о жизни и смерти, о том, что смерть — это неминуемая часть жизненного пути человека. Мы затрагиваем взаимоотношения детей и родителей. Когда дети маленькие, они идут за родителями, но с какого‑то момента становятся опорой для отца с матерью. Мы также задумываемся о том, как иногда время укрепляет чувства между мужчиной и женщиной, а иногда, наоборот, разрушает. Мы говорим о жизни городка, которым отчасти является и Молодежный театр, и Петербург. Я имею в виду не мегаполис целиком, а тот «городок», внутри которого живет каждый из нас, даже физически находясь среди толп народа. Мы говорим о рождении мужчины в юноше, а женщины в девушке. Мы вглядываемся в молодую пару в школьном возрасте, когда голова еще не озабочена любовью, и видим, как возникает первая искорка чувств и как они развиваются, приходят к свадьбе. Сценография адресована самому светлому времени в жизни каждого человека — детству. Когда главной героине предоставляется возможность выбрать один день своей жизни и прожить его еще раз, она выбирает день своего двенадцатилетния. Именно в этом возрасте происходит, с одной стороны, некоторое осознание своего места в жизни, а с другой — еще нет тех проблем, которые надо решать самостоятельно. Все это связано с Человеком. А значит, в той или иной степени касается каждого из нас.
«Наш городок» называют одной из наиболее сложных пьес ХХ века. Какие трудности возникали во время постановочного процесса?
С точки зрения общего решения, самая большая сложность — быть откровенным, открытым и внутренне обнаженным, когда мы рассуждаем на такие темы, как жизнь и смерть. С другой стороны, сложно, потому что пьеса очень многофигурная, в ней более 20 персонажей, некоторые из них имеют два состава исполнителей. Непросто «соткать» полотно из 20 мелодий, чтобы каждая была внятная, интересная и яркая и чтобы она, имея свой голос, вплеталась в общую полифонию спектакля. Сейчас совместно с художественным руководителем постановки Семеном Яковлевичем Спиваком мы и пытаемся сделать так, чтобы не было главных и второстепенных персонажей, ведь в жизни всегда все переплетается. Например, персонаж, который появляется лишь в третьем акте, имеет принципиальное значение в мире Городка с самой первой минуты спектакля. Непросто соединить яркую театральность и убедительность характера, условность существования актеров и конкретику человеческих тем, почти идиллическую атмосферу начала спектакля и откровенные диалоги финала. Но мне почему‑то кажется, что нам многое удастся. Помогают актерские индивидуальности, тема спектакля, ее звучание в сегодняшнем дне.
Спектакль уже был поставлен в Петербурге в 1970‑е годы. Что необходимо было привнести в постановку сегодня?
Дело в том, что каждое время вскрывает какую‑то свою остроту смыслов этих вечных вопросов. Можно говорить о языке, о современном ритме спектакля, ведь каждое время диктует свои акценты и смещения тем. Сегодня нельзя рассказывать об этих темах так, как это было 20‑30 лет назад. Еще больше, чем ранее, спектакль должен давать надежду, каким‑то образом освобождать зрителя от тех проблем, с которыми он пришел в театр; не давать ему забыть о них, но дать представление о том, как можно их решить. В процессе репетиций артисты неоднократно говорили, что начали больше останавливаться и задумываться, больше видеть своих родных и то, что происходит вокруг. Мне кажется, если сейчас эта пьеса даст возможность приостановиться, вздохнуть и ощутить ценность и радость сегодняшнего дня ради дня завтрашнего, цель спектакля начала XXI века будет достигнута.
Вы ставите много спектаклей по пьесам современных зарубежных драматургов. Чем они вас привлекают?
Я был очень рад предложению Семена Яковлевича в спектакле «Время для посещений» встретиться с драматургией Феликса Миттерера. Это стало очень интересным опытом работы с острой, откровенной, жесткой западной драматургией. Может быть, этот опыт подтолкнул меня к идее создания инсценировки по прозе Шмитта. Идея спектакля по его новеллам долго формировалась у меня в голове, затем проявлялась на бумаге, а потом достаточно долго ждала воплощения на сцене. Хотя у меня достаточно много встреч с российскими драматургами и любимой русской классикой, но все‑таки на нынешний день мне ближе зарубежная драматургия и проза: они дают больше возможностей для процесса сочинения спектакля при той глубине, которая в них содержится.
До премьеры остается месяц. Какие у вас ощущения?
Все идет по плану: внутренняя паника уже началась. Если артист или режиссер не волнуется перед премьерой, лично мне кажется, ничего путного из этого не выйдет. Естественно, есть беспокойство о том, насколько мы сможем охватить весь объем, создать гармоничное поле существования всех артистов, соединить пластику, текстовую часть, ведущие линии в единый ансамбль. Я благодарен Семену Яковлевичу за помощь на выпускном этапе. Внутренний сговор внутри актерской и постановочной группы произошел уже давно, а над тем, насколько благодаря ему мы сможем охватить весь задуманный объем спектакля, сейчас идет работа.
А как из вашего спектакля «Четыре танго о любви» родился фестиваль «Эрик-Эмманюэль Шмитт в Санкт-Петербурге»?
Фестиваль пройдет через две недели после премьеры «Нашего городка» в Молодежном театре, с 9 по 14 ноября. Его идея заключается в том, чтобы представить Шмитта как многостороннюю личность: драматурга, литератора, эссеиста, кинорежиссера, киносценариста, артиста, исследователя музыки. На фестивале пройдет три спектакля — «Четыре танго о любви» Молодежного театра, «Либертин» Московского театра на Малой Бронной, а также легендарный спектакль «Фредерик, или бульвар преступлений» театра Ленсовета. Любопытно, что этот спектакль, имеющий долгую счастливую сценическую судьбу, именно в день визита автора будет показан зрителю в последний раз. Сам Шмитт представит моноспектакль «Тайна Кармен», где покажет свой взгляд на Кармен как некую фигуру в культуре. Это будет проходить не просто в виде рассказа, но диалога с самими произведениями Бизе, с сюжетами его произведений, с их героями. Музыкальную основу готовят солисты театра «Зазеркалье». На малой сцене Молодежного театра состоится эскиз спектакля по последней пьесе Шмитта «Если начать сначала», на днях представленной в Париже. На закрытии фестиваля мы покажем фильм в режиссуре Шмитта «Оскар и розовая дама», состоится встреча с Алисой Фрейндлих, исполнительницей одноименного спектакля в театре Ленсовета. Это будет широкий фестиваль, который объединит различные коллективы, а его уникальность в том, что на всех мероприятиях будет лично присутствовать Эрик-Эмманюэль Шмитт.