Источник - газета "Трибуна", 23 апреля 2013
Текст - Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ
Традиционный фестиваль «Островский в Доме Островского» открывался в нынешнем апреле спектаклем Санкт-Петербургского молодежного театра на Фонтанке под руководством Семена Спивака «Поздняя любовь» Александра Островского в постановке Владимира Туманова.
Мне довелось видеть его трижды, но всякий раз поражала та удивительная бережность, с которой артисты относятся к нему, не просто сохраняя, а углубляя те мотивы, что наиболее современно звучат именно сегодня. Написанная в 1873 году сразу после «Снегурочки» пьеса эта не имела успеха. Некоторые критики даже писали, что Островский исписался, что лучше было бы ему умереть до того как появилась «Поздняя любовь» и т.д. Но они упустили главное: созданные в один год две истории любви – сказочная, возвышенная и бытовая, приземленная, но, несомненно, содержащая в себе бесконечно волнующую драматурга мысль об измельчании людей и спасительной силе глубокого и чистого чувства.
Островского мучила до неузнаваемости изменившаяся жизнь родной Москвы с ее простотой нравов, традициями, обычаями. Потому он так кропотливо выискивал чудом сохранившиеся островки любви, честности и порядочности.
Владимир Туманов чутко уловил замысел и настроение драматурга, поэтому кульминационным моментом его спектакля стал пленительный вальс (музыкальное оформление Владимира Бычковского, балетмейстер Николай Реутов), отражающий глубину чувств Людмилы, тонко и очень естественно сыгранной Эмилией Спивак. А также только еще в зарождающемся ответе на него Николая Шаблова. Казалось бы, прожженного циника, готового на все ради денег. (Андрей Кузнецов играет его глубоко, мощно, проводя своего героя шаг за шагом по пути очищения к духовному возрождению.)
«Сцены из жизни захолустья» превращены режиссером и артистами в очень современную историю неподкупного, честного адвоката Маргаритова (весьма выразителен в этой роли Петр Журавлев), который вынужден искупать чужой грех, – украденный документ, после пропажи которого рухнула его карьера. Он бьется изо всех сил, чтобы доказать окружающим, что ему можно и нужно верить, но в момент, когда узнает, что его обожаемая дочь Людмила выкрала заемное письмо ради своего возлюбленного, – разом стареет и утрачивает силы.
Человек нового времени – купец Дороднов в исполнении Алексея Одинга: открытый, доброжелательный, вроде бы всячески желающий помочь Маргаритову. Но в то же время какой цепкий, волчий взгляд становится у него, когда Дороднов остается один на один в комнате с братом Николая, Дормидонтом. (Евгений Титов просто купается в этой роли, дающей щедрую возможность демонстрировать резкие переходы состояний и настроений персонажа от гротесковых до драматических.) Он словно ощупывает и собеседника, и комнату, пытаясь понять: не прогадал ли, обратившись к адвокату?..
Из этой же «новой Москвы» XIХ века и вдовушка Лебедкина Светланы Строговой – ловкая, хитрая, умеющая тонко манипулировать окружающими, такая соблазнительная для мужчин в своих парижских нарядах, не ведающая границ между добром и злом.
На этой же границе расположилась со старомосковским уютом, традициями, приобретенным опытом легко переступать через них мать Николая и Дормидонта, Фелицата Антоновна, поистине блистательно сыгранная Ириной Полянской. В актрисе так отчетливо, с юмором и неподдельной тоской живут самые противоречивые чувства, что не устаешь наблюдать за их молниеносной сменой.
В каком-то смысле Фелицата – наиболее «знакомый» нам по пьесам Островского типаж, но именно в «Поздней любви» драматург нашел чрезвычайно важные штрихи переходного существования подобных персонажей – их стремление зацепиться за новую реальность любой ценой: угождая и заискивая, высчитывая выгоду.
Спектакль Владимира Туманова – простой, по-своему изысканный и, главное, очень точно и тонко транслирующий мысль и настроение Островского трудной для него поры в наше не- простое нынешнее состояние. Пьеса «Поздняя любовь» в Санкт-Петербургском молодежном театре на Фонтанке обрела новую жизнь и новую необходимость для зрителей всех возрастов, органично вписавшись в особый почерк именно этого театра и его художественного руководителя.
В 70-х годах позапрошлого века Н. Шелгунов под псевдонимом Д. Языков поместил в демократическом журнале «Дело» статью о последних пьесах Островского под названием «Бессилие творческой мысли». Спустя полтора столетия мысль эта обрела невымышленную силу и острую современность.