Источник – Страстной бульвар, 10. 1-181 / 2015.
Текст - Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ
Из четверти века служения Семена Спивака Санкт-Петербургскому Молодежному театру на Фонтанке – более десяти лет я ощущаю себя постоянно рядом с ним: с тем, что он делает как режиссер, как педагог да просто как личность, невероятно близкая мне по внятности своих воззрений, позиций, никогда не совпадающих с причудливыми веяниями моды, по четкости выстраивания репертуара, зато точно совпадающего с временем, когда именно эта пьеса оказывается особенно созвучна и необходима, по тому посылу, который направлен в зрительный зал каждым спектаклем.
Собственно говоря, Молодежный театр я знаю и люблю с еще «доспиваковской поры»: помню первый спектакль, которым он открылся тогда, в 1980 году, «Сто братьев Бестужевых» Бориса Голлера в постановке Владимира Малыщицкого, помню романтические спектакли Ефима Падве. Эти талантливые руководители возглавляли театр совсем недолго – первый всего три года, второй – шесть лет. А в 1989 году началась «эра Спивака», одного из самых тонких и глубоких режиссеров своего поколения, на мой взгляд. Органично соединив в своем особом почерке некоторые черты предшественников и школу Георгия Александровича Товстоногова, которую он прошел, Семен Спивак создал совершенно особый Театр – равный жизни, но и немного приподнятый над жизнью таким образом, чтобы зрители покидали стены этого Дома с надеждой и верой, с ощущением, что каждый должен хотя бы что-то совершить во имя того, чтобы жизнь стала чище и светлее.
Семен Спивак не боится обвинений в том, что он выстроил «добрый театр» (нередко питерские критики упрекают режиссера в этом), он отдает себе отчет в том, что с каждым годом именно такой театр нужен людям все больше и больше. В отрезок времени, когда, кажется, размыты все нравственные границы, утрачены и проданы все духовные ценности, а в мире царят агрессия, несправедливость, фальшь. Тем ценнее те уроки, что получаем мы в спектаклях Молодежного театра – «Касатка» и «Крики из Одессы», «Любовные кружева» и «Пять вечеров», «Дон Кихот» и «Последнее китайское предупреждение», «Идиот» и «Жаворонок», «Отелло» и «Дни Турбиных», «Три сестры» и «Наш городок», «Семья Сориано»… Обо всех этих спектаклях мне посчастливилось писать в разное время, поэтому не стану повторяться.
Многие из них идут более десятилетия или около десятилетия, но зрители не могут «насытиться» ими – зал театра всегда переполнен, люди смотрят их по многу раз, вновь и вновь переживая счастье очищения от пыли и грязи жизни.
В спектакле «Идиот» звучит песнопение: «Пробудись, душа!..» – и эти слова могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству Семена Спивака, потому что во имя этого он и служит.
Собрав поистине коллекционную труппу, Семен Спивак старается, чтобы каждый из его артистов был на виду, раскрылся в полной мере. И для этого отчасти он привлекает к постановкам других режиссеров – Владимира Туманова, Сергея Морозова, Льва Шехтмана, Ирину Куберскую, тех, кто совпадает с ним по «группе творческой крови», и дает возможность своим артистам пробовать себя в режиссуре. Актерский состав постоянно пополняется выпускниками мастерской С. Спивака в Санкт-Петербургском театральном институте, которые естественно и, кажется, беспроблемно вливаются в большую семью Семена Яковлевича.
Наверное, потому что это, в сущности, одна школа – та самая школа русского психологического театра, которую Семен Спивак не просто исповедует, но проповедует: не навязчиво, не менторски, а самим живым и заразительным примером подлинной Личности.
А личность Семен Спивак, действительно, как говорится, «штучная»; ну где еще сыщется режиссер, который присутствует на каждом спектакле, сколько бы лет он ни шел в репертуаре? У кого еще вы найдете такую незыблемость школы – ведь даже снимаясь в не слишком ярком по содержанию сериале или фильме, его артисты резко выделяются на фоне других, порой признанных звезд, ни на миг не роняя своего «звания» артистов труппы Семена Спивака?
Все это – не только Богом данный талант, но и результат огромного, неустанного, невидимого зрителю труда. Сколько надо вложить собственного чувства, нервов, мучительного поиска, чтобы спектакль и после своего окончания надолго оставался в душе, тревожил мысли, не отпускал от себя? – а именно так и происходит после каждого спектакля Семена Спивака, потому что каким-то непостижимым способом он вкладывает в него без остатка свои мысли, переживания, опыт прожитой жизни, уроки учителей… И то глубокое наполнение, которое испытываем мы, зрители, наверное, основано на том, что дышит в каждом спектакле и сформулировано в словах Шен Де, героини «Последнего китайского предупреждения», когда она смотрит на летящий в небе самолет: «Пусть хоть один сможет подняться над всеми нами…»
Удивительный театр продолжает бережно лепить Семен Спивак вот уже четверть века! Продолжает – несмотря на все успехи, награды, признания. Честно говоря, я не знаю другого такого на необъятных российских просторах, пусть простят меня режиссеры и коллективы, к которым отношусь с искренней любовью и уважением. Этот театр и этот режиссер, подобно старцу из «Братьев Карамазовых», забрал мою душу в свою и – сделал счастливой.