ДНИ ОСТРОВСКОГО В ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ

Источник - "Страстной бульвар" №8-178 (2015) Текст - Елена ГЛЕБОВА Традиционный фестиваль, проводимый раз в два года Государственным академическим Малым театром, пришелся на апрель и, как всегда, был приурочен ко дню рождения А.Н. Островского. Поскольку основное здание театра находится на реконструкции, фестивальные спектакли играли в филиале на Большой Ордынке, откуда рукой подать до Малой Ордынки, 9, где почти два столетия назад родился выдающий русский драматург. На протяжении шести дней Замоскворечье было наполнено Островским.
Фестиваль «Островский в Доме Островского» уже больше двадцати лет представляет лучшие спектакли из самых разных регионов нашей страны, давая возможность познакомиться с замечательными актерами из больших и малых городов, увидеть иное прочтение знакомых пьес А.Н. Островского. А главное, почувствовать ту самую русскую провинцию, о которой драматург писал с большой любовью и, как точно отметил в адресованном ему письме И.А. Гончаров, создал для сцены «свой особый мир». И продолжил: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского». Однако нынешний фестиваль организаторы посвятили не только театральной провинции, пригласив в числе коллективов из Сыктывкара, Курска и Рыбинска Санкт-Петербургский государственный Молодежный театр на Фонтанке. Ему и представилась возможность открыть Дни Островского в Замоскворечье спектаклем «Поздняя любовь». «Сцены из жизни захолустья» несколько лет назад поставил Владимир Туманов, и за это время спектакль успел получить высокие оценки на фестивалях «Славянский базар», «Золотой Витязь», «Соотечественники», а исполнительница роли Людмилы Эмилия Спивак была отмечена высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая женская роль». Этот удивительно тонкий, с точными психологическими акцентами спектакль обошелся без лишних деталей и театральных эмоций. Так же, как в его оформлении важную роль играют неброские полутона и отдельные яркие цветовые пятна аскетичной сценографии (художник-постановщик - Александр Орлов, художник по свету - Гидал Шугаев), так и в игре актеров постепенно проявляются и высвечиваются живым пламенем свечи их несчастливые, одинокие жизни. Здесь нет персонажей отрицательных и положительных - только люди, которые все еще надеются. Маргаритов Петра Журавлева, у которого нет ничего, кроме дочери и незапятнанных рук, Шаблова Ирины Полянской с ее тусклой, незаметно промелькнувшей жизнью, Дормидонт Евгения Титова со всеми его наивными мечтаниями, Лебедкина Светланы Строговой, уставшая от пустых романов. Когда Шаблова надевает яркую шляпку с цветами и отчаянно кокетничает с Дородновым (Алексей Одинг), Людмила, не в силах больше скрывать своей любви к Николаю, надевает жемчужно-серое платье и повязывает на шею алую ленту, Лебедкина, продумав до мелочей свою авантюру с векселем, меняет черное платье на роскошный красный наряд. Тема надежды звучит особенно пронзительно. Костюмы, созданные Стефанией Граурогкайте, становятся символами, отражающими внутреннее состояние героев А.Н. Островского. Центральный дуэт в этом спектакле, без сомнения, Людмила и Николай (Андрей Кузнецов). Она - внешне очень сдержанная, временами даже холодноватая. Но абсолютно ясно, что это обманка, и внутри у этой девушки, по пьесе уже совсем немолодой, живет такой силы любовь, которая не то что Николая может спасти, а весь наш мир. Потому что чистая, жертвенная, не гордящаяся. Он - эгоистичный и смертельно уставший, разочарованный в людях и в собственной судьбе. В нем уже появилось что-то от марионетки, и за веревочки дергают Лебедкина, мать, младший братец. И кажется, что Николаю уже не вернуться к самому себе, потому что он не сумеет главного - простить себя. Именно этот важный шаг ему помогает сделать Людмила, хотя и ставит на кон все без остатка, и тогда круто меняется жизнь. Словно бы для героев захолустья переписан сюжет судьбы, и надежда, такая зыбкая, становится свершившейся радостью. Причем, для всех без исключения.
Продолжение доступно по ссылке - http://strast10.ru/node/3566
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо