Источник - Семейный капитал. №12. 26.11.2015
Текст - Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
Что вы знаете о Наполеоне? Дежурный набор фактов: французский император, завоеватель, потерпевший крупнейшее поражение в России, политический ссыльный. Быть может, кому-то на историко-анекдотическом уровне еще известны многочисленные мужские победы Наполеона, да имя мадам Богарне, умудрившейся даже после развода с Бонапартом остаться императрицей Жозефиной. Но точно среднестатистический гражданин знает о Наполеоне лишь одно: его имя носят дорогой коньяк и одно из самых известных кондитерских изделий. Что за человек был этот воинственный француз, что за мысли одолевали его, когда он решился завоевать мир, и что он испытал, когда был низвергнут и сослан на маленький, затерянный в Южной Атлантике остров Святой Елены, вообще же никому не известно…
«Адвокатом» поверженного императора в 80-х годах прошлого века стал чешский драматург и сценарист Иржи Губач, написавший пьесу «Корсиканка», сюжет которой почти лишен исторической правды, но зато исполнен сочувствия к человеку, бывшему «всем», а ставшему «ничем». В Петербурге осуществить постановку этой пьесы решились в Молодежном театре на Фонтанке. Премьера «Последняя любовь Наполеона» появилась благодаря совместным усилиям Михаила Черняка и Семена Спивака. Причем Черняк лично играет в нем роль отрекшегося от престола и сосланного императора, «застрявшего» в комплексах своего былого величия, обиды на весь белый свет и глубочайшей тоски, которую сегодня бы диагностировали как депрессию. Вытащить бедолагу из этого убийственного состояния пытается Жозефина, но вовсе не императрица, а самая обычная женщина, поначалу решившая стрясти с бывшего военачальника пособие в счет своей семьи, обездоленной наполеоновскими войнами и лишившейся кормильца. Но решительная корсиканка тоже женщина, которой не чужда жалость. Правда, жалость у Жозефины действенная: она не только берет на себя часть бытовых забот Наполеона, но пытается научить его отстаивать себя, свои права и возможные свободы у англичан, жестоко распорядившихся судьбой императора…
Дарья Юргенс играет свою героиню грубоватой, нарочито шумной особой, работающей на любую публику, что подворачивается под руку, будь то молоденький офицер, губернатор острова или наполеоновские служаки. Ее манера командовать происходит не из амбициозности, а исключительно из необходимости выживания в любых условиях. Это бравада одинокой женщины, привыкшей везде и всюду прямо держать спину, самостоятельно доказывать свое право на существование и самоутверждаться исключительно за свой собственный счет. Ипостась матери-командирши у нее легко переходит в клоунское воплощение, а внешняя непробиваемость — в женскую покорность (и ее мимолетная связь с Наполеоном отнюдь не проявление любви, а осмысленное проявление все той же человеческой жалости).
Наполеон Михаила Черняка молчалив, замкнут, отрывист в движениях и суждениях. Добровольно перестав слышать «шум жизни», он порой слышит только шум волн, омывающих его одинокий остров. Его бегство от назойливых и живучих генералов на подобие капитанского мостика (художник Мария Лукка), где он, погруженный в мрачные мысли, смотрит часами на море, лишь усугубляет его одиночество. Этот порочный круг и пытается разомкнуть боевая Жозефина. Ей-то в уста и вложил драматург ироничное замечание о практической пользе имени Наполеона: «Если бы твоим именем назвать что-нибудь полезное… Как тебе мой торт?». Кто его знает, говорил ли кто что-то подобное в лицо настоящему Наполеону, но практическая польза самой Жозефины в спектакле налицо. Она меняет жизнь не только Бонапарта, но и других людей, выводя на чистую воду подлецов, помогая несчастным и пробуждая в сердцах зрителей щемящую ноту сочувствия, которой и славится театр Семена Спивака.