Источник - ИА "Невские новости"
Текст - Александр Быстрых
В Молодежном театре на Фонтанке состоялись премьерные показы спектакля «В день свадьбы» художественного руководителя постановки Семена Спивака и начинающего режиссера Антона Гриценко по пьесе Виктора Розова.
Написанная более 50 лет назад, простенькая драматическая история о семейной жизни по любви и по необходимости получила свое сценическое продолжение в 21-м веке. Поразительное дело, но при достаточно подробной и профессиональной материально-вещественной (декорации, костюмы, реквизит, музыка) атрибуции советских 1970-х и сохранении оригинального текста, новая работа выглядит потрясающе свежо и актуально – так, словно прославленный советский драматург написал драму из жизни жителей небольшого рабочего поселка, затерявшегося где-то на просторах необъятного СССР, буквально вот только что.
Безусловное очарование нового спектакля «Молодежки» как раз и состоит в том, что актуальность театрального «дыхания» достигается здесь не искусственным осовремениванием реалий (вместо табельщицы – проститутка, вместо шофера – киллер, вместо радиоприемника - айфон), но очень точным и вдумчивым переносом психологических схем, побудительных мотивов и наиболее распространенных реакций на них, типичных для наших современников – и не только проституток и киллеров.
Применительно к спектаклю «В день свадьбы» приходится констатировать непреодолимое «масло масляное»: молодежный проект Молодежного театра, но факт остается фактом: практически все актерские фамилии в программке спектакля мало что скажут и театралам вообще, и адептам особенной, моментально узнаваемой гуманистической эстетики «Молодежки» в частности. Спектакль задуман и реализован как «специальный» проект, в котором возможное большинство ролей исполняют молодые артисты труппы – выпускники и студенты мастерской н. а. России Семена Спивака.
Вопреки распространенному мнению, что в сложные для театра времена ставку надо делать на медийность и узнаваемость, контр-ставка - на новые имена - «сыграла». Да еще как! Удачные образы и убедительные диалоги можно перечислять, через запятую припоминая практически всех занятых в спектакле актеров. Несомненной исполнительской удачей выглядят роль Жени Салова (Сергей Барабаш), Клавы Камаевой (Анастасия Тюнина), Оли Кожуркиной (Надежда Некрасова), Майи Мухиной (Ксения Ирихина). В многофигурном, населенном спектакле (на поклонах вся малая сцена театра была занята участниками премьеры) не потерялся ни главный герой Михаил Заболотный (Андрей Зарубин), ни эпизодический баянист Сережа (Сергей Патраманский, он же сделал музыкальное оформление спектакля).
Интересным режиссерским решением является четкое разграничение «смешного» и «грустного», составляющего нашу жизнь, по двум действиям спектакля. До антракта зал смеется забавным и остроумным диспозициям и почти уже решает для себя, что подзаголовок «Драма» написан на афише по недосмотру, как во втором действии главенствующее настроение резко меняется. Грусть, пусть светлая и ясная, но отнюдь не декоративная по накалу страсти, завоевывает сценическое пространство и не отпускает ни на секунду, вплоть до финальных аплодисментов.
На премьере актерам и создателям нового спектакля устроили длинную овацию. И в данном случае это – вовсе не форма петербургской театральной вежливости и не традиция топить любую премьеру в восторгах зрительного зала.
У «В день свадьбы» практически нет изъянов, точнее – они не так важны и определяющи, чтобы заниматься их длительным препарированием. Да, музыкальный ряд мог бы быть и поразнообразней. Да, сиреневые бусы из первого действия могли бы с большим профитом для режиссера «всплыть» в действии втором. Да, решение основного конфликта спектакля через «железную» сильную женщину, которая вдруг проснулась в главной героине Нюре Саловой (Алиса Варова), - это не самое логичное и, вероятно, вынужденное решение, нервный книксен в сторону всем насточертевшего коммерческого феминизма. Вот, пожалуй, и все «предъявы» к этой замечательной работе, созданной под творческим водительством главрежа «Молодежки» народного артиста России Семена Спивака и в кооперации с Дирекцией театрально-зрелищных касс (ДТЗК).
…Миша женится на Нюре. К их завтрашней свадьбе все готово – платье невесты ждет своего часа, время регистрации назначено, свидетели выбраны, гости приглашены. Но вдруг в небольшой поселок из Ленинграда возвращается Клава – первая красавица и первая любовь Миши... Все так просто. И так талантливо.