«Я ТАКЖЕ БЕГУ ПО ЖИЗНИ»: РОМАН НЕЧАЕВ

"Санкт-Петербургский курьер", 1 - 7 декабря 2016 #47 (810) Текст - Татьяна Коростелева Роман Нечаев умеет удивлять. Странные сочетания и сближения, неожиданные повороты судьбы — похоже, его отличительный признак. Родился он на дальней оконечности страны — в Петропавловске-Камчатском, затем семья переехала в Ленинград, где Роман свободно вошел в состав знаменитого ТЮТа — Театра юношеского творчества Дворца пионеров. В 1988 году Нечаев поступил в ЛГИТМиК на курс замечательного педагога В. В. Петрова, где учился со многими ныне известными артистами, в том числе с «самим» Дмитрием Нагиевым. Но через год юноша бросает престижный вуз из-за увлечения астрологией и едет обучаться этой хитрой науке к Павлу Глобе. Чтобы учиться на курсах Глобы, подрабатывал санитаром, мыл полы.
Курсы окончил, а в 1992 году возвратился к театральному обучению, теперь уже на курсе Игоря Горбачева. Глоба в свое время предсказал Роману, что если он будет заниматься только актерской профессией, то умрет в 42 года. И Нечаев с тех пор сочетает самые разные виды деятельности: он — один из самых популярных артистов Молодежного театра, он — практикующий астролог, он — продвинутый системный администратор, несколько лет вел сайт Молодежки, причем неукоснительно требовал информационного наполнения ресурса. А еще — заботливый отец семейства: Роман женат на актрисе Александре Бражниковой, воспитывает двоих детей. В этом году Нечаев отметил 45-летие и 20-летие творческой деятельности. Различные ипостаси его творчества органично переплетаются, астрологические прогнозы проникнуты открытым артистизмом, игровым началом, диктующим такие необычные рубрики: «Гороскоп азарта», «Гороскоп подшофе», «Антигороскоп», «Знаки и внешность»… А на приход в Молодежный театр оказало влияние расположение звезд: для показа художественному руководителю театра Семену Спиваку Роман вычислил самый благоприятный день. Судя по дальнейшему развитию событий, звезды его не обманули, он стал одним из лучших артистов Спивака, в его спектаклях Нечаев сыграл свои главные роли. Роман Нечаев одарен способностью представлять «отрицательных персонажей» амбивалентными, злодеям сообщать долю собственного обаяния, что придает многомерность образам, разрушает стереотипы. Его Яго поразил не только восторженную публику, но и взыскательную критику, видевшую немало интерпретаций шекспировского «Отелло». Интеллигентный молодой офицер хотел стать своим в окружении воинственного мавра — крепкой стае бойцов за приоритет, за кулачный протекторат над местностью. Но своим его не числили и отвоенных регалий отстраняли, хотя для их завоевания он приложил значительно больше усилий, чем остальные, коим шум битвы былсвойственнее и привычнее. «Я ненавижу мавра», — с дрожью в голосе, с какими-то свистящими интонациями произносит герой Нечаева. И есть за что: Отелло не прочь приударить за его женой Эмилией, в раздражении он же стоко избивает Яго, топит в бочке с водой. Интеллигентному юноше нечего делать среди грубой солдатни — только мстить за унижение. И будучи умнее, изощреннее прочих, он мстит в общем-то по Шекспиру, оставаясь злодеем, но злодеем трагическим, страдающим. Следующим шагом в разрушении стереотипов стало решение роли Соленого в чеховских «Трех сестрах». Здесь нужно сказать, что при всем разнообразии психологических проявлений, при наличии современного скепсиса герои Нечаева — романтики, поскольку придают огромное значение любви и понимают разрушительное влияние неразделенности чувства. «Не мать, а мачеха любовь, не ждите ни суда, ни милости». Герой Нечаева становится одним из центральных персонажей в спектакле Семена Спивака про разобщенность близких душ, недаром артист за создание образа Соленого получил ряд театральных призов. Соленый, которого привыкли воспринимать мрачным персонажем, появляется как человек-праздник — нарядный, с улыбкой и озорным блеском в глазах. Он влюблен в Ирину безоглядно, он трогателен и беззащитен в своих искренних чувствах. Никакого позерства в этом молодом офицере нет — мальчишка, который хочет, чтобы его любили. Искренне недоумевает: почему барону можно, а мне нельзя? От отчаяния напивается, и бледный, несчастный, как-то нелепо растопырив пальцы, начинает спор о черемше и двух университетах. А до этого был шутливый рыцарский турнир на именинах Ирины. Ситуация повторяется на разных уровнях — сперва комедия, розыгрыш; потом спор, трагикомический вариант дуэли, когда Соленый, как д`Артаньян, сражается против троих — Чебутыкина, Андрея, Тузенбаха. Путь от дурашливого фехтования к гибели всерьез — это, в сущности, модель развития действия спектакля: от легкой беззаботности к трагедии. Еще важная деталь: Соленый с Тузенбахом (Александр Строев) — давние друзья, барон понимает своего нескладного друга лучше, чем кто-либо из семейства Прозоровых. Убийство Тузенбаха здесь равно самоубийству, Соленый как бы тоже уходит из жизни. После «Трех сестер» сам артист признавался: «Две последние роли — Яго и Соленый — меня очень сильно настораживают. Шекспир и Чехов, два абсолютно разных автора, две вершины мировой драматургии, две совершенно разные пьесы, разные ситуации, разные роли. Но так получилось, что проблемы, в принципе, совпадают — невостребованность любви, которая приводит к трагическому финалу. Именно по этой причине я чуть не отказался от «Льва зимой» Голдмена. Главный герой пьесы — постаревший Генрих Второй, которому надо отдавать трон кому-то из трех сыновей. Младшенький — любимец Генриха, старшенький — будущий Ричард Львиное Сердце, любимец королевы Элинор, и средний брат Джеффри — опять ничей не любимец. И вот эта роль опять досталась мне. Мы с режиссером спектакля Михаилом Черняком внимательно прочитали «Льва зимой» и поняли, как можно вывернуть эту роль наизнанку. Показалось интересным исследовать тот факт, что Джеффри никому не нужен, и это, вопреки логике, становится самой выгодной позицией. Нелюбимый сын — не драматический страдалец, а холодный, саркастичный наблюдатель, который чувствует, что в этой бесстрастности и есть его сила». И благодаря такому решению герой Нечаева в спектакле «Лев зимой» становится вровень с двумя протагонистами — Генрихом и Элинор. Новый этап расподобления стереотипов — роль Санчо Пансы в спектакле С. Спивака «Дон Кихот» по Михаилу Булгакову. Наивный комический чудак Санчо посвятил себя служению Рыцарю печального образа, в котором интуитивно чувствует идеалиста, художника, стремящегося преобразить мир. В работе Нечаева много смешных находок, но юмор его мягок, лиричен. Его герой не изменяет мир, он изменяет самого себя и свое отношение к миру. Санчо выбрал стезю Дон Кихота, и когда тот сдается под напором реальной жизни, по сути, перевоплощается в него, продолжая подвижничество: «Сеньор Дон Кихот, вы слышите мой голос? Взгляните на меня! Это я, Санчо!.. Я согласен идти с вами!.. Почему вы не отвечаете мне?..» В финале образ, созданный Нечаевым, достигает высокого драматизма. Несовместимость миров — обыденного и художественного, реального и идеального — ярко представлена и в другом спектакле, где Нечаев играет заглавную роль — в «Фантазиях Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой в постановке Владимира Туманова. Роман Нечаев попробовал себя и в театральной режиссуре, на сцене Театра Владимира Малыщицкого он поставил пьесу абсурдиста С. Мрожека «Летний день». Театровед Елена Чукина писала: «Дебют Романа Нечаева в режиссуре — мягкий и осторожный, внимательный к драматургии, направляющий, дающий артистам «зеленый свет». Роман Нечаев, безусловно, человек театра. Но и муза кино не обошла его своим вниманием. Нечаев играет одну из ключевых ролей в замечательном фильме А. Максимкова «Первое мая», а телезрители давно уже сроднились с его капитаном Симбирцевым из сериала «Гончие». Сам Роман признается, что этот телевизионный персонаж в чем-то близок ему: «Я так же бегу по жизни». И жить торопится, и чувствовать спешит… Пусть будет светло артисту на его пути!
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо