«БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ» В МОЛОДЕЖНОМ ТЕАТРЕ НА ФОНТАНКЕ: КАЖДОМУ – ПО БЕНЕФИСУ

Источник — интернет-журнал «Интересант», 5 января 2018 года
Текст — Анна ВЕТЛИНСКАЯ
В новой постановке пьесы Островского нет маленьких ролей и маленьких актеров
Постановка пьесы Островского «Без вины виноватые» в Молодежном театре на Фонтанке задумывалась как подарок к юбилею актрисы Екатерины Унтиловой. Бенефис то есть должен был быть. Таковой и получился. Только не один - каждый занятый в новом спектакле актер может с уверенностью считать его и своим бенефисом.
Классика как сюжет для сериала
Это вообще отличительная черта всех постановок Молодежного - в них нет маленьких ролей и маленьких актеров. У каждого, даже эпизодического, персонажа есть своя история, свои характерные, запоминающиеся черты. Так что потенциальным бенефициантам можно задуматься, хотят ли они делиться славой. А это непростая актерская задача - не потянуть одеяло на себя, тем более если спектакль задумывался как бенефис. В случае с пьесой Островского ничего подобного не произошло - «виновница торжества» щедро поделилась «одеялом», и в результате получился спектакль, в котором каждый актер - премьер.
Опять же надо вспомнить о драматурге - пьесы Островского тем и хороши и потому, наверное, так востребованы в любую эпоху, что в них каждому артисту есть что играть. Причем играть с блеском, со вкусом. Кто-то, конечно, может сказать: старьё. Где злоба дня, где актуальность? Как выясняется при ближайшем рассмотрении, всё - на месте. Политики, к счастью, действительно никакой нет, а вот насчет «злобы дня» - очень даже.
Взять, например, пьесу «Без вины виноватые» - это же просто сериальный сюжет. Коварный возлюбленный, меняющий чувства на выгодный брак, потерянный в младенчестве ребенок, несчастная мать, неожиданного обретшая богатство, успех и в конце концов через семнадцать лет нашедшая своего сына. История на все времена - из нее можно сделать хоть мексиканский сериал, хоть индийский, хоть российский. Ну все и делают, просто действие переносится в наше время. В результате выходит многосерийное телемыло, рассчитанное на непритязательного зрителя. Оттого и снимают его кое-как, и играют в нем так же. Потому что интересы у создателей таких сериалов далеко не творческие, а сугубо материальные. Ну и пусть «ваяют» - деньги, как сказала когда-то Раневская, закончатся, а позор останется.
Что же касается театра, то тут совсем другой расклад.
Вперед, к Станиславскому!
Вот и режиссер Андрей Андреев, поставивший пьесу Островского в Молодежном театре на Фонтанке, не стал ее осовременивать, заигрывать с публикой и опускаться до «сериального» уровня, а создал спектакль абсолютно классический. В этом ему помог художник-постановщик Александр Орлов, создавший сдержанный мир, в котором летает черный занавес и играет настоящий рояль. Эта классическая картинка поддерживает общую атмосферу. Где на первом месте стоят уважение к зрителю и уважение к занятым в спектакле актерам.
Отдача в результате есть и от тех и от других. Актеры играют непритязательную историю, которая вряд ли у кого-то сегодня вызвала бы сопереживание, с такой самоотдачей, что не найти отклик в зрительном зале она просто не может. Но отклик, конечно, не на все эти страсти с изменами и потерянным ребенком, а именно на актерскую игру.
Причем не надо забывать, что Островский писал комедию, а рассмешить зрителя гораздо сложнее, чем заставить плакать. И вот скачет стрекозлом коварный изменщик Муров (Валерий Кухарешин), втихаря отдавший собственного сына приемным родителям. Трется за кулисами с «благородными намерениями» любитель театра и особенно актрис богач Дудукин (Константин Воробьев). Не смущаясь, строит козни конкурентке актриса Коринкина (Регина Щукина). «Звездит» герой-любовник Миловзоров (Юрий Сташин), пропивает последнее актер Шмага (Александр Черкашин) с его коронной фразой: «Место актера - в буфете». Каждый здесь бенефициант со своим комедийным амплуа.
За мелодраматическую же составляющую отвечают собственно Екатерина Унтилова в роли Отрадиной/Кручининой и Андрей Некрасов, играющий ее потерянного сына Незнамова. И Унтилова в своей роли - само достоинство. А Некрасов в своей - почти Гамлет.
Ну а все вместе составляют единый ансамбль больших мастеров, создающих спектакль, где всё просто, понятно, не загромождено новомодными сценическими эффектами, и в то же время не опускающихся до антрепризного уровня, когда зрителя любыми силами стараются развлечь. И если вы хотите увидеть театр таким, каким его видели во времена Островского и Станиславского, - то «Без вины виноватые» как раз тот самый случай.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо