Источник – журнал «Я пою», март 2018
Текст – Майя КОСЫХ, Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
В новом спектакле Молодежного театра на Фонтанке «Обыкновенные чудики» по рассказам Василия Шукшина играют третьекурсники актерско-режиссерского курса Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) мастерской народного артиста России Семёна СПИВАКА. Художественный руководитель, главный режиссер популярного театра Санкт-Петербурга – гость журнала «Я пою».
Семён Яковлевич, какую роль в ваших спектаклях вы отводите музыке? Как создается музыкальное оформление спектакля?
Должен с прискорбием признать, что драматический театр не является высшим видом искусства. Превыше всего – музыка, обладающая свойством сразу проникать в душу человека. «Голый» театр, театр в отсутствие музыки никогда не добьется такого результата. Мудрый режиссер строит свой спектакль так же, как композитор строит музыку – чтобы из слов, из отношений между героями, как из нот, возникла нужная мелодия. Все свои спектакли я сочинял как песни, хотя и не сразу пришел к пониманию этого принципа. Вот почему такую большую роль в театре я отвожу ансамблю: с чужими, «неспетыми» людьми никакая песня не получится. Случается, что и у нас в театре кто-то не может распознать и спеть ту мелодию, что мы выводим в спектакле, но мы работаем, добиваемся этого понимания. Петр Наумович Фоменко так и говорил: «Театр начинается с интонации». А интонация роднит нашу речь с музыкой... Из слов складывается мелодика течения спектакля, а когда не хватает словесных нот, мы восполняем их нехватку настоящими нотами, музыкой, которая становится перемычкой, соединяющей порой несоединяемые слова и сцены. Но называть «музыкальным оформлением» присутствие музыки в наших спектаклях я бы не стал. Скорее всего это способ монтажа спектакля.
Кто помогает вам подбирать музыку? И кто занимается вокалом с артистами?
У нас прекрасный завмуз – Сергей Петрович Патраманский, и до него был известный далеко за пределами Петербурга талантливейший педагог Иван Иванович Благодер. С их помощью мы «монтируем» спектакль. И пока я строю сцену, музыкальный руководитель ищет музыку, которая отразит настроение, станет продолжением слов и отношений. Я с удивлением узнал, что Питер Брук работает с художником и композитором непосредственно на репетициях: так им удается почувствовать материю спектакля, тончайшие ее переходы и изменения. Замечательная практика, которую мы обязательно применим когда-то и в нашем театре.
В «Обыкновенных чудиках» много народной музыки, что оправдано повествованием, местом и временем действия. Но как объяснить звучание в прологе песен современных поп-рок-групп «Ночные снайперы», «Ундервуд», «Сплин», «Звери», «БИ-2»?..
Такое решение родилось в последнюю неделю выпуска спектакля. Я благодарен за это своим студентам, потому что мне нужно было как-то подготовить выход на сцену шукшинских героев, задать несовременную тишину, среди которой они могли бы появиться перед зрителями. А Станиславский говорил, что для того, чтобы в зале наступила тишина, необходимо, чтобы по сцене прошел духовой оркестр... В данном случае для создания такого контраста вполне подходила оглушительная современная музыка.
А какую музыку любите вы?
Я не такой уж великий знаток современной музыки, поэтому когда мне грустно я слушаю «Битлз», «АББА». Меня привлекают и мощные произведения Иоганна Себастьяна Баха, музыка Рахманинова... Когда мне совсем одиноко, мне близок Шопен.
Все студенты в спектакле поют, многие еще и играют на музыкальных инструментах. Вы принимаете на свой курс исключительно музыкально-одаренных юношей и девушек?
Я даже не знал, что среди моих студентов есть пианисты, контрабасисты и гитаристы... Мы не проверям наличия музыкального образования при поступлении. Если абитуриент нам нравится, если он «наш человек», мы его возьмем, не интересуясь его инструментально-исполнительскими навыками и талантами. Читатели журнала «Я пою» петь умеют, профессионально занимаются вокалом с раннего детства. При этом многие мечтают об актерской профессии. Какой совет вы могли бы дать юным талантам? Вокал, вокальный талант не является единственным или неприложным условием поступления на актерский курс. В первую очередь нужно уметь читать прозу, стихи... На этом материале видно, что человек из себя представляет. А второй тур, да, он музыкальный: пение и танцы. Если человек хорошо поет, это учитывается. Но если он плохо читает стихи и прозу, не осмысляет текст, не может наполнить, окрасить его своей индивидуальностью, стать актером ему вряд ли удастся.
Подтолкнут ли «Обыкновенные чудики» молодых людей к чтению произведений Шукшина?
Мы не ставим такой задачи. Наша задача - «раскачать» душу, ну, а если человека потянет к чтению, что ж, прекрасно...