Источник – интернет-журнал «Область культуры», 9 июня 2018 года
Текст – Юлия САЛЬНИКОВА
Спектакль, поставленный Семеном Спиваком в 1998 году, не утратил ни свежести, ни качества. 13 июня именно этим спектаклем Молодежный театр на Фонтанке по традиции закроет сезон.
Яркая и добротная режиссура, внятный театральный язык, фейерверк блестящих актерских работ, продуманная сценография постановки не утратили актуальности и продолжают привлекать зрителя. Впрочем, и сама жизненная, вечная история, заложенная в пьесе «Закат» Исаака Бабеля, написанной в 1928 году, обладает изрядной силой притяжения, привлекшей некогда и самого постановщика.
Небедный 60-летний биндюжник (владелец коней, биндюгов-тяжеловозов и телег) и отец троих детей Мендель Крик влюбился в 20-летнюю красотку. Маруся (трогательная и чувственная одновременно Юлия Шубарева) выросла на Привозе и сама знает, что почем. Но выразительный Роман Агеев в своем герое воплощает на сцене именно тот тип, от которого сомлеет любая. Млеют зрительницы в зале, млеет Маруся, млеет жена Менделя (роль Нехамы эмоционально и нежно исполняет Регина Щукина). Кажется, куда до папаши сыновьям — вору в законе, «королю» Бене (Алексей Одинг) и слабому духом Левке (Александр Куликов)... А ведет себя Менедель вопреки всем законам израилевым: выпивает, буен во хмелю, не чтит субботу, да и в синагогу его скоро не будут пускать, о чем, впрочем сокрушается лишь Нехама, стержень семьи. Она — образец терпеливости, опора мужу, сыновьям и дочке, невзрачной Двойре. Ее Нехама мечтает хорошо выдать замуж, и уже приискан усилиями Арье Лейба (органичный и точный в деталях Петр Журавлев) жених, торговец мануфактурой мосье Боярский (щедро, даже каскадно сыгранный Романом Нечаевым)... Но хватит ли Нехаме терпения? Мендель-то уже готов продать дело и уехать с Марусей. Без жениха останется тогда и Двойра, без наследства Беня и Левка. Все это оскорбление для Нехамы.
И бандит Беня жестоко расправляется с отцом, расправляется по-звериному, словно сражается за главенство над волчьей стаей. Сходный сюжет позже, в 1932-м году проявится в пьесе немецкого драматурга Герхарта Гауптмана «Перед заходом солнца»: такими же «волками» проявят себя дети богатого вдовца Маттиаса Клаузена, осмелившегося полюбить юную Инкен. Принято считать, что автор предостерегал пьесой немцев: очерченные характеры вполне соответствовали набирающему силу нацизму...
Но чем не предупреждение бабелевская пьеса? Ее действие происходит в 1913-м, ключевом для России, последнем мирном году. Через год начнется мировая война, последствия которой отзываются и сегодня, спустя более чем сто лет. Да, в 1930-е к власти в Германии пришли нацисты, а в России в 1917-м произошла революция, затем гражданская война, тон в которых задавали бандиты вроде Бени и горлопаны вроде Левки. «Молодые-деловые» вытесняют старых, теряющих силу. Это закон жизни. Но старые еще ого-го! И пусть Маттиас Клаузен, потрясенный предательством детей, умер на руках у Инкен. Зато Мендель Крик так просто не сдается. Вот только придется для этого пожертвовать любовью Маруси. К чему она, если рядом верная и любящая Нехама? Но старый мир с его порядками уже разрушен: сын поднял руку на отца, но небо не упало на землю — Земля продолжает свое вращение...
Успех спектаклю во многом обеспечивает решение в жанре «музыкальной сюиты», в которой в меру отражены и жар малороссийских степей, и запах соленого Черного моря, и аромат помидоров и арбузов. Ритм спектакля, заданный протяжными и разудалыми еврейскими, молдавскими, русскими и украинскими мелодиями, постоянно меняется, создавая ощущение времени, погружая зрителя в действие. Гершвин как-то признался, что знаменитый его блюз «Саммертайм» — это украинская колыбельная, которую ему пела бабушка. Так из обрывков воспоминаний и крошечных деталей рождается большое искусство. Великолепный вокал (мастерство актерского пения отточено Иваном Благодером), и молдавский жок, хоровод на сцене, от которого хочется пуститься в пляс тут же, между рядами, и трагикомический хор слепцов, исполняющих «Славное море, священный Байкал» в ритме марша, «как заказывали-с». У каждого героя есть и свой сольный хореографический номер, поэтический образ, рождающий характер персонажа.
Трогательный «танец свечи» Двойры (изящная и одновременно острохарактерная Анна Геллер), полный энергии и силы танец Менделя, печальный и полный ласки — Нехамы... Зритель аплодирует гротескному дуэту Фомина и Люськи (Роман Нечаев и Людмила Бояринова), не отрывает глаз от мадам Холоденко (колоритно и страшно сыгранной Марией Мирош), сочувствует Марусе, гарной дивчине, беда которой от ее нежного сердца... Почти шекспировской мощью потрясает зал сильнейшая сцена диалога Менделя и Маруси. Но не Шекспир это, а библейская «Песнь песней»...
Сегодня спектакль «Крики из Одессы», созданный на основе первого актерского курса Спивака, как и 20 лет назад, полон гармонии, чувства доверия к героям истории. Под уверенной рукой режиссера-педагога мастерски ведут свои партии и молодые артисты, вливаясь в ансамбль. Оттого и трепещет на этом спектакле душа у зрителя любого возраста и пола. Кто я и зачем живу? Вечные вопросы, на которые театр, «кафедра, с которой можно много сказать миру добра», заставляет искать ответы, напрягаться, работать умом и сердцем.