ЗА СЧАСТЛИВЫМ БИЛЕТОМ

Источник – «Санкт-Петербургский курьер», №22 (886) от 21 июня 2018 года Текст – Валерия ТРОИЦКАЯ 13 июня в Петербурге завершил работу X международный молодежный театральный фестиваль «Апарт», в рамках которого начинающие артисты и студенты творческих вузов России и зарубежья могли представить публике свои первые работы на сцене.
Апарт – театральный термин (от латинского a parte – «про себя», «не для всех»), который обозначает монологи и реплики, направленные в публику. Считается, что присутствующие на сцене их не слышат. Действительно, происходящее на фестивале в первую очередь адресовано гостям в зале: приглашенным режиссерам, продюссерам, директорам и художественным руководителям различных театров. Одна из важнейших задач «Апарта» – дать возможность ведущим мастерам культуры увидеть актерские и режиссерские дипломные работы, познакомить их с молодым поколением театра. Фестиваль «Апарт» был создан в 2009 году, когда у заведующей кафедрой актерского мастерства Балтийского института иностранных языков и международного сотрудничества Светланы Ляминой появилась идея – организовать специальный фестиваль-конкурс, где были бы представлены выпускные спектакли разных театральных вузов. Идея была поддержана руководством театра «Мюзик-холл» и Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. За минувшие с тех пор десять лет в фестивале «Апарт» успели принять участие студенты известных творческих вузов, среди которых: ученики Богдана Ступки (Киевский университет театра, кино и телевидения), выпускники курса Юрия Соломина и Ольги Соломиной (Высшее театральное училище им. М. Щепкина), студенты Театрального института им. Б. Щукина, знаменитого ВГИКа и Школы-студии МХАТ. Петербургская театральная школа в разные годы «делегировала» на фестиваль учеников Григория Козлова, Семена Спивака, недавно ушедших от нас Владимира Тыкке и Юрия Томошевского. В жюри фестиваля входили известные театральные и кинодеятели: народные артисты России Игорь Волков и Иван Краско, народная артистка РСФСР Вера Карпова, заслуженные артисты России Борис Смолкин и Михаил Самочко, актер театра и кино Александр Николаенко, кинорежиссеры Юрий Мамин и Влад Фурман, а бессменным председателем жюри стал народный артист России Николай Иванов. Одна из главных традиций мероприятия – вручение премии «За выдающийся вклад в театральную педагогику» (первая премия в 2012 году была присуждена народному артисту СССР Владимиру Абрамовичу Этушу). В этом, юбилейном году, количество участников так велико, что перечислить всех в рамках статьи невозможно. Помимо основной программы (выпускные спектакли 4-х курсов), на фестивале в рамках «программы off» выступили студенты 3-х курсов, а также дипломированные артисты. Самые громкие названия в афише: спектакль «Концерт у моря» (по мотивам пьесы Арбузова «В этом милом старом доме») привезла мастерская Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой (ИСИ, Москва), две постановки (по Достоевскому и Мольеру) – мастерская Александра Галибина (ГИТИС, Москва). Также в Петербург приехали студенты из Казани, а еще – театральные коллективы Италии, Эстонии, Израиля и Турции. Петербург был представлен спектаклями студентов СПбГУ, РГПУ им. А. Герцена, СПбГИК и, конечно, главного театрального вуза города – РГИСИ. Открытие фестиваля состоялось 29 мая в Учебном театре «На Моховой» спектаклем-концертом «17 писем в небеса» (мастерская Ивана Благодера, режиссер Антон Оконешников), также зрители увидели работы учеников Арвида Зеланда и Анатолия Праудина, а студенты Сергея Бызгу показали сразу несколько выпускных работ. Именно постановка этого мастера «Немое кино» (где каждый актерский этюд – настоящее погружение в атмосферу немого кинематографа) в итоге получила Гран-при фестиваля. Отдельно хочется упомянуть спектакль студентов 3 курса мастерской Семена Спивака – «Обыкновенные чудики» по рассказам Шукшина. Жанр постановки, премьера которой прошла в январе этого года на Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке, обозначен как «этюды о светлых людях». По словам режиссера вместе с учениками они сделали спектакль не «о том времени», а постарались найти территорию, на которой сходятся «то время» и день сегодняшний. – Одежда, косметика, телефоны – все это мода времени. Но душа-то... Мы так же любим, ссоримся, знакомимся... Стесняемся. Дорожим родными людьми. Вместе нам хорошо, так же как и им, за одним столом, – поделилась студентка Семена Спивака, актриса спектакля Мария Вершинина. – Мы такие же! Точнее стремимся такими быть. Обращает на себя внимание количество имен советских писателей и драматургов в афише фестиваля: Григорий Горин, Василий Шукшин, Алексей Арбузов, Виктор Розов... Откуда у молодых людей, родившихся в XXI веке, такой интерес к авторам и героям того времени, ответил актер спектакля «Обыкновенные чудики» Александр Тихановский: – Люди той эпохи – актеры, писатели, режиссеры – обладали какой-то простотой и внутренней силой. Темы, которые они поднимали, актуальны и сейчас. Мы читаем рассказ или пьесу и находим отголосок в нашей душе. Они же про нас писали, про людей. И какая бы ни была эпоха, мы так же любим, так же грустим, так же боимся, так же мечтаем, так же чувствуем боль и радость. И это нас сближает. Рассказы Шукшина были представлены и артистами Театра Эстрады им. А. Райкина. Спектакль Юрия Гальцева и Владимира Глазкова «Шуры-Муры» показали в рамках специальной номинации – «Сохраненный спектакль». Речь идет о постановках, изначально созданных как курсовые работы, но попавших в репертуар профессиональных театров. «Шуры-Муры» в этом плане – яркий пример. – Все началось с отрывка «Три грации», который мы с моими однокурсницами Алёной Кухоткиной и Анастасией Лазо показали на занятиях по актерскому мастерству. Юрию Гальцеву понравился материал и у него появилась идея целого спектакля, – рассказывает актриса театра Анастасия Кастрица. – Мы вложили в этот спектакль сердце и душу, мы любим наших шукшинских «чудиков», мы относимся к ним с уважением и трепетом. Этот спектакль я считаю путеводной звездой нашего театра. Студенческая работа полюбилась зрителю, получила высокую оценку театральных журналистов города и Лидии Федосеевой-Шукшиной, посетившей один из первых показов. Сейчас «Шуры-Муры» – одна из самых успешных постановок в репертуаре Театра Эстрады, а занятые в ней актеры стали основой труппы. – Безусловно, мы вытащили «счастливый билет», мало кому везет сразу попасть в театр. Многие мои знакомые годами хотят по театрам на «доборы», – добавила Анастасия Кастрица. – Для студентов важны различные фестивали и конкурсы: никогда не знаешь, кто сидит в зале, кто, может быть, тебя заметит. Но все же главное для любого студента или молодого актёра – это движение, постоянное творчество и поиск себя в профессии. Схожая сценическая судьба и у спектакля «В день свадьбы» по одноименной пьесе Виктора Розова. Несколько лет назад в театр «Комедианты» на прослушивание пришли несколько начинающих актеров и показали отрывок из учебного спектакля, созданного ещё в стенах геатрального вуза на Моховой. Режиссером был однокурсник ребят Захар Черезов. Художественному руководителю «Комедиантов» понравилась работа начинающих артистов и он предложил им создать совместный спектакль. – Михаил Левшин сказал, что театр поможет нам «старшими» артистами, декорациями и костюмами, а мы, молодые артисты, будем исполнять главные роли, – рассказывает режиссер Захар Черезов. – Я даже немного испугался, услышав подобное предложение. Это ведь огромная ответственность. Но Михаил Александрович нас поддержал, помог довести спектакль «до ума» и выпустил его, не смотря ни на какие трудности, в том числе экономические! Мы ему очень благодарны. Автор и художественный руководитель фестиваля «Апарт» Светлана Лямина призналась: ее давняя мечта – создание специального молодежного театрального центра, где в течение года студенты – начинающие актеры, режиссеры, драматурги – могли бы работать вместе, экспериментировать, создавать и играть свои спектакли, а директора и художественные руководители различных российских театров – приезжать в этот центр для поиска новых имен.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо