Источник – Радио «Град Петров», передача «Поговорим о театре», 30 мая 2018 года. Стенограмма.
Ведущая – Мария ПЕДЬКО
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые слушатели! У микрофона – Мария Педько. 27 мая в Измайловском саду Молодежный театр на Фонтанке отпраздновал День города. Всех гостей, посетителей Измайловского сада, ожидала разнообразная программа, с любовью подготовленная организаторами и, конечно же, выступления артистов Молодежного театра. Во время праздника я встретилась с художественным руководителем театра – народным артистом России Семеном Яковлевичем Спиваком.
Семен Яковлевич, мы сейчас с вами находимся в Молодежном театре на Фонтанке в День города, в день его празднования Молодежным театром. И это событие знаменательно даже не столько тем, что театр решил его отпраздновать, а тем, что оно непосредственно связано с театром. Театр так гармонично вписан в наш город, созвучен ему. На ваш взгляд эта гармония, благодаря чему достигается театром, благодаря каким установкам, сверхзадачам?
Семен Спивак: Цели театра, наши – служить добру, любви, благородству. Мы немножко находимся в конфликте со временем, и поэтому Петербург откликается на наши поступки, поэтому у нас есть взаимопонимание с Петербургом, с его интеллигенцией, студентами и другими.
Ведущая: В одном из интервью вы как-то упомянули, что с Молодежным театром у вас связано откровение, прозрение духовного порядка…
Семен Спивак: Вы знаете, это очень личное. Мне жена запретила это рассказывать, она говорит: «Что ты рассказываешь такую глубокую вещь…» Действительно, была встреча мистическая, после которой у меня переключились, скажем, такие клеммы. Я понял, что такое свет, что такое тепло. У меня появилось огромное уважение к человеку. Я считаю, что искусство и призвано, чтобы заниматься человеком и быть ему плечом, прощать его. Показывать ему его жизнь, и пусть человек, сидя в зале, сам решает, туда ему или сюда.
Ведущая: А как возник ваш интерес вообще к театру, как вы оказались в этом мире театра. Он был еще с детства или вы уже сознательно сделали выбор?
Семен Спивак: Да, он был с детства. Потом (это довольно частый путь), родители настояли, что определеннее и стабильнее профессия инженера, и я закончил Санкт-Петербургскую экономическую академию, что на Марата, 27, в которой учились очень известные люди, в частности, Слава Полунин, наш великий клоун, Чубайс и так далее. После чего я год работал по профессии, а потом открепился – не буду рассказывать, чего это стоило: тогда было распределение, нужно было отработать три года, и поступил в Театральную академию. Так я и попал в этот круг.
Ведущая: Вы же в детстве увлекались, да?
Семен Спивак: Да, я случайно попал. Я ходил в ИЗО студию, так как хорошо рисовал, и где-то на третий год я случайно проходил мимо зала во Дворце пионеров, и что-то меня остановило, притянуло и бросило меня на сцену.
Ведущая: А как пришли именно к Молодежному театру? Как складывалась эта дорога?
Семен Спивак: Любая дорога имеет и ровные отрезки, бывают овраги и трещины, которые нужно переползать. После Театральной академии я три года работал в театре Ленинского комсомола, сейчас это Балтийский дом. Потом меня пригласил наш великий режиссер Игорь Петрович Владимиров в театр Ленсовета, где я работал два года и чему я очень благодарен, потому что двинулся дальше в своем понимании театр, потом Игорь Петрович меня уволил. Затем я работал три года в Ленконцерте, в этом не театарльном заведении я сделал три спектакля, входящие в самые любимые. Я первый в России поставил «Танго» Мрожека, последнего великого драматурга на Земле. Ставил я «Дорогую Людмилу Сергеевну» второй раз, а впервые я поставил ее в театре «Балтийский дом», и последнюю пьесу великого нашего драматурга Виктора Розова, который приезжал на премьеру – пьеса называлась «Удар». Поставил я эти три спектакля, и поступило предложение перейти руководителем Молодежного театра, потому что главный режиссер, замечательный режиссер Ефим Михайлович Падве, по каким-то причинам, которые объяснить невозможно, ушел из театра, и так я оказался в Молодежном театре.
Ведущая: Вы же и часть труппы с собой привели, актеров?
Семен Спивак: Я привел 15 человек с собой, и 15 было артистов в Молодежном театре на тот момент. Очень трудное было соединение. Хотя со многими мы учились рядом на курсах, но в таких случаях обычно всегда бывает такое: одна команда стоит против другой. Кстати, я очень благодарен этой ситуации, потому что сложилась такая конфликтная ситуация, что мне надо было или уходить из театра, или надо начинать быть клеем для этих людей. Это мне очень многое дало, думаю, это был самый трудный период в жизни, но именно он, эта нечеловеческая сложность соединения двух разных субстанций, заставила меня подняться выше и взглянуть на это с птичьего полета.
Ведущая: И это соединить получилось?
Семен Спивак: Получилось, теперь мы все друзья, и даже, можно сказать, близкие друзья.
Ведущая: Это действительно театр-дом, и бытуют сейчас мнения, и даже идеи, многие пытаются их продвинуть, что репертуарный театр должен смениться антрепризным, и это даже практикуется: многие актеры работают в разных театрах. Как вы к этому относитесь?
Семен Спивак: Вы знаете, у нас тоже несколько актеров работают в разных театрах. Я думаю, эта идея уже изживает себя, потому что все увидели, что в любом случае хороший спектакль в репертуарном театре выше неплохого спектакля в антрепризе. Можно привести пример из области футбола, что, если бы футболисты не «сыгрывались» долго, не превращались в команду, а вчера один играл бы в одной команде, а сегодня он уже в другой, завтра – в третьей… Есть такое необъяснимое понятие, как «близость». А если артист как бы «бегает», то никакой близости возникнуть не может, останется только сухая грамотность. Как играть вместе – это самое трудное, как играть всем вместе в театре, в городе, в стране.
Ведущая: Да, это такая вещь, которая складывается со временем, постепенно.
Семен Спивак: Для этого требуется огромное количество времени, огромное терпение и даже, можно так сказать, решительные вещи, потому что, бывает так, что один человек портит весь собранный дом, он все время ломает его. Если честно признаться, бывает, что мы с такими людьми прощаемся. Найти своего человека очень трудно, и в личной жизни тоже, многие люди так и ищут всю жизнь. Но я считаю, что нам повезло, вокруг собрались люди одной крови, если можно так банально сказать. Вот для чего это нужно? Это нужно для того, чтобы была свобода творчества. Если есть чужой, то он как-то смущает, зажимает, ведь творчество – это опьянение, а человек, который чужой, он все время отрезвляет.
Ведущая: Раз мы заговорили… Вы сказали о вещах, когда нужно принимать решение, прощаться с кем-то, подбирать свою команду. Вы сочетаете эти функции – руководителя театра и художника. Как вообще удается достичь этой гармонии, насколько это сложный процесс и совместимый?
Семен Спивак: Это почти несовместимая вещь, но этим приходится заниматься. Это самая для меня нелюбимая часть – руководить людьми. На репетиции мы все матросы на корабле, и там все понятно, а вот за чертой репетиции, если честно, очень трудно. Наверное, самое трудное на свете – это общаться с большим количеством людей.
Ведущая: Семен Яковлевич, как вы подходите к выбору репертуара, что для вас главное и за что бы вы никогда не взялись, например?
Семен Спивак: Тут, несмотря на сложность вопроса, ответ очень простой. У художника есть внутри такой аппарат, и когда ты читаешь «свою» пьесу, раздается «щелчок». Это как отношения между мужчиной и женщиной. Не все же женщины являются нам близкими и родными, а только та, рядом с которой раздался этот «щелчок». И это не зависит ни от внешности, ни от вероисповедания, ни от чего, это «щелчок». Значит, так мы и ставим спектакли. Прочитывается огромное количество пьес, и там, где раздался этот мистический звук, эту пьесу надо ставить.
Ведущая: То есть, это не зависит ни от автора, ни от современная или классическая…
Семен Спивак: Ни от чего не зависит. Просто организм начинает вопить: «Твое, это твое, твое!». И иногда он вопит очень громко.
Ведущая: Семен Яковлевич, у вас много актеров и много учеников, режиссеров, какова степень творческой свободы, которую вы им даете и есть ли какие-то границы, где они?
Семен Спивак: Я вообще стараюсь. Человечество – это вообще сложная штука. Если полностью говорить: «Делайте, что хотите», – то все сломается. А если на одну чашу бросить «творчество», а на другую бросить «безопасность места», и их уравновесить, то иногда получается такое… райское место.
Ведущая: Это тоже результат определенной работы…
Семен Спивак: Над собой, прежде всего, над собой. Потому что обычно руководители работают над другими, я работаю над собой. Наверное, одно из самых сложных умений человека – это умение прощать. Я как-то разговаривал с одним священником, и он мне очень нестандартно ответил: «Я простил, но не забыл». Вот надо прощать и забывать. Вообще, чтобы работать в театре, нужно иметь очень короткую память. Это моя формулировка.
Ведущая: Мне понравилось, как вы однажды сравнили руководство театром с кругом, когда нелинейно выстраиваются взаимоотношения, и все вовлечены в это. Мне кажется, это относится не только к отношениям «Режиссер-Актер», но и к зрителям, ко всем, кто вовлекается в поле Молодежного театра.
Семен Спивак: Да, наверное, так. Бывает линейная форма общения, то есть с одной стороны стоит руководитель, а с другой стороны стоят руководимые. Но мне нравится радианный способ общения, то есть круговое. Иногда человек даже не знает, за что он получил выговор. Не делаются так называемые комсомольские собрания, это делается все тет-а-тет, как наказания, так и поощрения. Последние, конечно же, вывешиваются на доске. И все знают.
Ведущая: А наказания где-то там за кадром…
Семен Спивак: Достоевский об этом замечательно сказал. Он написал даже об этом всем известный роман. За любым преступлением обязательно должно быть наказание. Если наказания не бывает, то, я, конечно же, в кавычках произношу слово «преступление», то в следующий раз человек, который совершает маленькое преступление, он расширяет его площадь. Поэтому я смотрю все спектакли, в антракте я делаю замечания, потому что если я их не сделаю замечания на ошибку, то в следующий раз она становится больше. И так можно потерять спектакль. Я все время вытираю пыль со спектаклей, потому что как бывший инженер я понимаю: понижается энтропия, а значит, увеличивается хаос. Я, по мере возможности, пытаюсь его уменьшить.
Ведущая: У вас же постоянно поэтому и репетиции проходят…
Семен Спивак: Постоянно. Репетиция идет перед каждым спектаклем. Артисты долго, лет 15 на это не шли, но потом они увидели, что это имеет смысл. Потому что зритель чувствует, что артист не пришел как бы с улицы, не бросил тон на лицо и вышел на сцену, а он вовлечен в творческий процесс уже до спектакля.
Ведущая: Говоря об этом вовлечении, не случайно мы начали разговор с празднования Дня города и неслучайно сегодня на этом празднике подводятся итоги конкурса «Театр в объективе» – конкурса молодых фотографов, то есть вы еще и вовлекаете фотографов, а через них и весь город. Скажите пару слов о результатах, насколько вы довольны и что значит этот конкурс в масштабах театра?
Семен Спивак: Если говорить полусерьезно, одна девушка получила приз, что изображение, которое она сняла, попадет в следующем году на афишу этого спектакля. Знаете, есть такая украинская пословица, так как я с Украины, то расскажу: «Краще гірше, але інше». Переводится приблизительно так: «Лучше хуже, но другое». То есть зритель привык к одному визуальному контексту спектакля, а через победительницу мы дадим еще одно изображение. А с другой стороны, мы помогаем городу узнать об еще нескольких талантливых людях, потому что фотография ведь тоже занимается человеком. И талант фотографа заключается в том, чтобы мы увидели этот сверлящий интерес к человеку.
Ведущая: В Молодежном театре на Фонтанке я беседовала с художественным руководителем театра, народным артистом России Семеном Яковлевичем Спиваком. У микрофона была Мария Педько. Всего доброго.