Источник — интернет-журнал Musecube, 29 сентября 2018 года
Текст — Анастасия ДЕРГАЕВА
Сергей Донатович Довлатов — советский и американский писатель и журналист, в Советском Союзе запрещенный. Но сегодня Довлатов считается самым читаемым автором второй половины XХ столетия. Его лёгкий слог и умение искусно сочетать в своих произведениях комедию и трагедию не могут оставить читателей равнодушными. К сожалению, постановки по произведениям гениального автора нечасты, но когда почитатели творчества писателя узнают о предстоящем спектакле, билеты раскупают с невероятной скоростью. 26 сентября, в день показа спектакля «Абанамат!», в Большом зрительном зале Молодёжного театра на Фонтанке рабочим пришлось подставлять дополнительные стулья, чтобы всем желающим хватило места в заветный день показа. Премьера спектакля состоялась ещё в декабре 2012 года, но идо сих пор постановка пользуется популярностью.
«Абанамат!» — не сборник афоризмов, а попытка рассказать о «мелочах жизни» большого художника. Режиссёр Лев Шехтман ставит перед собой архисложную задачу, воплощая на сцене цикл «Наши», серию новелл о родственниках писателя, и пытаясь найти более сложный, изящный ход для театральной редакции Довлатова. В течение 3,5 часов зрители погружаются в целую жизненную эпопею: абсурдные проявления советской эпохи переплетаются с нестареющими проблемами человеческих взаимоотношений.
Действие разворачивается в обыкновенной советской коммуналке. Дощатый пол, покрашенные в бело-зеленый цвет стены с длинным, сужающимся в перспективе до одной двери коридором, и являются основной декорацией на протяжении всего спектакля. В последней двери зрителю открывается то торговая лавка, то «трон» народного судьи, то общественный туалет. Слева и справа — двери, которых общим числом одиннадцать. Они хлопают, протестуют, втягивают и выплевывают участников истории. Коммуналка — это не просто место жительства, это символ всей нашей страны. Ведь и сейчас еще многие люди продолжают жить таким бытом, а квартира на Рубинштейна, где жил писатель — все еще та же жуткая коммуналка.
Главный герой спектакля — сам Довлатов. Он рассказывает историю своей жизни и параллельно исполняет свою роль в этом рассказе. Окружающее Довлатова сценическое население очень обаятельно, а гротескные краски и уместны и выразительны. Замечательны тетя Мара в исполнении Елены Соловьевой, два дяди — Роман и Леопольд (Анатолий Петров), персонажи Надежды Рязанцевой, Владимира Маслакова, Вадима Волкова, Андрея Некрасова.
Комичность непроизвольно переплетается с трагичностью, когда слушаешь рассказ Сергея об отце с вкраплениями кратких и хлестких реплик Аллы Одинг в роли матери. Особенно бросается в глаза образ жены Довлатова Елены (Анна Геллер). Елена появилась совершенно бесцеремонно и также бесцеремонно стала сосуществовать с героем. Её ни в коем случае нельзя назвать эталоном женственности и чувственности: ее рубленый шаг, отрывистые фразы и полное отсутствие мимики заставляют сочувствовать писателю. «Вам чай или кофе?» — реплика, которой Лена с каждым днём всё больше и больше убивает героя. Этой же фразой его сводят с ума в кафе Дома Писателей, не давая надежд на творческую реализацию.
Позже и эта женщина с их общей дочерью Екатериной покидают Сергея, не оставляя никаких надежд на дальнейшее счастье. И наступает, пожалуй, самая трагическая часть всего повествования. Вскоре писатель сам решает эмигрировать в Америку за женой и дочерью. По всем законам логики, автор должен был, наконец, обрести счастье и начать новую жизнь, но как бы не так. Невооруженным глазом мы замечаем, что герой не становится счастливее. Дочь Сергея, сменившая нежное платьице на джинсы, футболку и бейсболку, дерзким тоном несносного подростка говорит отцу: «Тебя, наконец, печатают? А что изменилось?». И отец отвечает: «Ни-че-го». Спектакль завершается восклицанием «Абанамат!». Его произнёс дед Довлатова, когда однажды встал из кресла, где просидел десять лет, ушёл к обрыву и шагнул за его край…
История, показанная на сцене, — это скорее история о личной трагедии автора, семейной неустроенности, трагедия писателя при советском режиме. Глупо отрицать, что вся окружающая нас действительность обнажена перед глазами зрителя, но знаменитый довлатовский юмор не вызывает улыбку, а, напротив, заставляет впасть в глубокие раздумья и почувствовать самую настоящую трагедию.