Источник – Musecube, 28 октября 2018 года
Текст – Алексей НАГОРНОВ
Молодёжный театр на Фонтанке подарил Санкт-Петербургу премьеру сезона – спектакль «Звериные истории» по пьесе, написанной американским драматургом Доном Нигро. А здесь, пожалуйста, приостановитесь, уважаемый читатель, на секунду, и позвольте мне задать вопрос – какие первые ассоциации приходят неподготовленному зрителю при прочтении заголовка? Если совершенно пропустить краткое описание постановки, то возникает впечатление чего-то лёгкого, хвостатого, возможно детского, немного пушистого и пернатого, секундной вспышкой в голове пролетит похожее название «Утиные истории», затем что-то более серьёзное напомнит нам о «Книге джунглей»… На самом деле, истории зверей, показанные в этой гармоничной пьесе, вытаскивают для зрителя совершенно простые, естественные, взрослые вопросы. Это – одна большая философская притча, разделённая на 11 зарисовок, показанных глазами животных.
Дон Нигро практически не известен в России, несмотря на то, что его авторству принадлежит около 400 пьес, и некоторые из них относятся к циклу о русских писателях и театральных деятелях. Такие говорящие названия пьес, как «Пушкин», «Гоголь», «Распутин», «Мандельштам» и многие другие, уже показывают нам любовь Дона Нигро к русской литературе. В интервью, сделанном специально для Молодёжного театра перед премьерой, драматург признаётся, что с подросткового возраста окунулся в мир русских классиков, а чуть позже – в литературу XX века. Он отмечает, что русские писатели несказанно смелые и задаются разносторонними, иногда даже невозможными вопросами, вглядываясь в себя, сочетая это с трагедией и фарсом, а также довольно мрачным чувством юмора. В «Звериных историях», пусть и не прямым текстом, поднимаются вопросы одиночества, всестороннего поиска смысла происходящего, неосуществимой мечты, даже некоторого безумия. Семён Спивак, поставивший пьесу в Санкт-Петербурге, назвал Дона Нигро «святым абсурдистом», которому проще писать о животных, проецируя на них чувства людей. О самой пьесе режиссёр Молодёжного театра отозвался, как «Молитва, чтобы люди в чём-то остановились», одна из сложных постановок в репертуаре. Но тут на горизонте маячит вопрос – почему же героями пьесы выбраны именно животные?
Сам автор, в том же интервью, уверяет нас, что намного проще писать о животных, чем о людях. Братья наши меньшие способны испытывать почти те же чувства и эмоции – страх, ревность, любовь. Знаете, этот, с первого взгляда, забавный момент из мультфильма, когда зебра задаёт всем вопрос о том, белая ли она с чёрными полосками, или наоборот? Воспринимая возможный ответ как нечто важное, может быть даже часть смысла её же существования? Любой зритель получит совершенно неожиданные, непредсказуемые диалоги и темы от героев спектакля! И тихонечко так, сквозь смех и слёзы (а они есть в каждой истории, поверьте!), будет говорить себе – «А я ведь тоже немножечко… Утконос!» или «Саксофонное дерево – отличная мечта!», размышлять за мышью, что же действительно большее зло – вкусный сыр, или мышеловка, куда идут за этим сыром, или даже сходить с ума от «магнитофона в перьях», даже если этот назойливый персонаж умеет говорить «Я тебя люблю!».
Конечно, трудно представить себе, например, «Звериные истории» без звериных костюмов или, хотя бы, хвостов! Но по замыслу автора, по словам самого Дона Нигро, для проникновения в сознание животного не нужен костюм, нужно просто смотреть глубоко в глаза и понимать, осознавать, проникнуться внутренним миром. Подбор актёров и основной линии поведения, одна из главных задач не только самих артистов, но и режиссёра, были выполнены Семёном Спиваком на отлично! Природа персонажей замечательно подчёркивается во всех 11 пронизывающих историях. Каждая из этих миниатюр – движется как качели, весы, на грани сарказма, самоиронии, абсурда и фарса. А, когда мы, зрители, начинаем уже слезиться от смеха, нам незаметно, но жёстко, проводят линию, и комедия действительно становится трагедией жизни, одинокими метаниями персонажей, необъяснимым ожиданием чего-то вдалеке.
Конечно, трудно представить себе, например, «Звериные истории» без звериных костюмов или, хотя бы, хвостов! Но по замыслу автора, по словам самого Дона Нигро, для проникновения в сознание животного не нужен костюм, нужно просто смотреть глубоко в глаза и понимать, осознавать, проникнуться внутренним миром. Подбор актёров и основной линии поведения, одна из главных задач не только самих артистов, но и режиссёра, были выполнены Семёном Спиваком на отлично! Природа персонажей замечательно подчёркивается во всех 11 пронизывающих историях. Каждая из этих миниатюр – движется как качели, весы, на грани сарказма, самоиронии, абсурда и фарса. А, когда мы, зрители, начинаем уже слезиться от смеха, нам незаметно, но жёстко, проводят линию, и комедия действительно становится трагедией жизни, одинокими метаниями персонажей, необъяснимым ожиданием чего-то вдалеке.
Очень хотелось бы отметить части «Звериных историй», где присутствуют монологи – одна из самых сложных сторон для артистов. Это будут уже упомянутый выше «аутсайдер» Утконос (в моём случае его сыграл Иван Мартынов), покоряющий нас своей скромностью. Его появление где-то на фоне в других миниатюрах вызывало в зале взрыв аплодисментов! Или, например, шахтёр Бурундук (здесь участвовал Сергей Малахов), уморительно и несклоняемо утверждающий о том, что смысл жизни в создании глубоких и длинных тоннелей во имя Великого Бурундучьего Бога (смех в зале! а затем, когда персонаж раскрывает свои страхи – мы останавливаемся и молчим). Недооценённый Сурок, сыгранный артистом Александром Андреевым, покажет нам образ зверька, граничащий с любопытством, одиночеством и истеричным безумием. Ну и, конечно, одна из совершенно непредсказуемых находок для нас зрителей – это Мышь, совершенно внезапно для зрителей показывающая в эфире «Тооооооккккк-Шооооууууу Каааак Избежаааатььььь Ммммышелооовкии!!!» (повторяющиеся буквы здесь – создают впечатление произношения фразы нараспев! это, знаете ли, сравнимо с «ррррреклааамная паааузааа!!»). Эти роли самые сложные, так как не опираются на партнёров, в то же время показывая одержимость героя-зверя, своим одиночеством, как правильно заметил сам Дон Нигро.