Источник – Газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6319), 12.11.2018
Текст – Елена АЛЕКСЕЕВА
В Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Звериные истории».
Пометка на афише - «Первая постановка пьесы в Санкт-Петербурге» - обнадеживает. Нас так редко балуют новинками, что кажется, репертуар состоит из десятка названий, кочующих с одной сцены на другую. А тут - новое название, новый автор - наш современник американец Дон Нигро, написавший более 400 пьес, три десятка из которых уже перевел на русский язык москвич Виктор Вебер.
Режиссер Семен Спивак из этого обилия выбрал пьесу, состоящую из коротких новелл, посвященных зверушкам. Индюшки, попугаи, бурундук, сурок, лемминги, кошки, мышки... Перед актерами встали задачи, гораздо более сложные, чем получают студенты актерского факультета, сочиняя этюды на тему «зоопарк». Одного внешнего сходства маловато, чтобы рассказать истории «братьев наших меньших».
Вспоминается афоризм Эзопа: «Чем больше я смотрю на людей, тем сильнее моя любовь к животным». Пристальный взгляд на зверей любви к людям не способствует: в характерах и судьбах четвероногих и пернатых повадки и заботы людей словно под увеличительным стеклом. Каждую историю режиссер превратил в маленький спектакль, оснастив узнаваемыми, хотя и слегка утрированными реалиями.
Пара симпатичных красноносых индюшек, которым для счастья хватает обглоданной кукурузы и жучков, поднимает на смех подружку, мечтающую о несбыточном - игре на саксофоне. Кошки пытаются постичь смысл жизни: исчерпывается ли он домашним уютом? Гамлетовский вопрос, быть или не быть, решает Мышка, понимающая, чем грозит ей встреча с мышеловкой. Серую мышку режиссер сделал бойкой звездой телешоу. Капризы и красное платье героини Эмилии Спивак поначалу вводят нас в заблуждение, однако под внешней бравадой скрывается мятущаяся натура. Ее выбор тоже - свобода.
Диалог попугаев происходит не в клетке, а на мягком диване. Ирина Полянская и Сергей Яценюк переводят «птичий язык» на язык любви и возвышают бытовую сцену до печального финала. Утконос (Иван Мартынов) в своей исповеди балансирует на грани комического и трагического. На протяжении всего спектакля это милое существо занято, как сейчас говорят, самоидентификацией и донимает всех вопросом: «Несу ли я яйца?!». Бьется над неразрешимыми проблемами и Сурок (Александр Андреев), чья доля так схожа с судьбой гоголевского сумасшедшего...
А вот три безмозглые коровы (новелла «Ожидание») о свободе даже не задумываются. Их кредо - быть, как все, их участь - скотобойня, попав на которую они успевают разве что повертеться перед зеркалом.
Десять новелл режиссер расположил не в том порядке, который задан драматургом. Локальные сюжеты он встроил в глобальный бег по кругу. Действие происходит к тому же не на мирном пляже (как можно подумать, глядя на декорацию), а на краю пропасти, где слепые и глухие никак не могут договориться... Марафон в спектакле прослоен монологами обаятельного трудяги землекопа Бурундука (Сергей Малахов) и степенного ретрограда Бабуина (Петр Журавлев), которые - каждый по-своему - становятся рупорами идеологии масс. Их программные выступления явно из репертуара театра абсурда.
Утешает лишь то, что они все-таки зверушки, а не герои современности. Но режиссер, похоже, вовсе не склонен утешать и темнить. Он, конечно, ведет речь не о фауне. Просто в зеркалах звериных историй, как в баснях, людские проблемы отражаются с большей наглядностью.