Источник – газета Труд.ру от 25 декабря 2018 года
Текст – Людмила БЕЗРУКОВА
Новая постановка Молодежного театра Петербурга – про любовь к братьям меньшим и всяким.
Если верить классику, наука ещё не знает способов обращать людей в зверей. В реальной жизни – да. А вот на сцене это получается очень даже неплохо! По крайней мере, в Молодежном театре Петербурга, худрук и главный режиссер которого Семен Спивак поставил спектакль с «говорящим» названием «Звериные истории».
В основе премьеры нового сезона – пьеса современного американского драматурга Дона Нигро. Он пока малоизвестен в нашей стране, несмотря на то что его пьесы, а у 69-летнего драматурга их более 400, востребованы не только на родине, в США, но и в театрах Европы. Некоторые их них номинировались на престижные международные премии. В России Д. Нигро впервые инсценировали лишь пару лет назад: за пьесу «Горгоны» взялись Московский театр сатиры и елецкий «Бенефис»; за «Дона Джованни» – в Театре им. Ермоловой…
Такое позднее внимание, честно говоря, удивительно, когда знаешь, что автор с малых лет был увлечен русской литературой. Как он сам признается, «вырос на ней».
– Действительно, я с подросткового возраста люблю Пушкина, Льва Толстого, Достоевского, Чехова, Пастернака, Блока Цветаеву, – признается Дон, пообщаться с которым через океан удалось с помощью современных технологий прямо из театра. – На меня большое впечатление произвели когда-то их великие произведения. Потому чувствую глубокую связь с вашей страной. Когда сам стал писать, не мог не поблагодарить их за это: несколько моих пьес посвящены этим гениям поэзии и прозы.
Петербуржцы подробно расспросили Дона Нигро о том, как родилась «звериная тема». Отправили ему важные для режиссуры и сценографии уточняющие вопросы. Ведь эта пьеса, как слоеный пирог, состоит из одиннадцати сюжетов (в спектакль вошли пять), каждый вполне самостоятелен и в то же время тесно связан с другими.
Оказалось, драматург много лет живет в стороне от городской суеты, на собственном ранчо в штате Огайо, где у него, как и у соседей, немало животных.
– Ястал наблюдать за ними, с каждым днем все более увлекаясь, – объясняет он. – Сначала за индюшками, которые всегда казались мне очень глупыми существами, затем за прочими птицами и т. д. В итоге пришел к выводу, что это я – самоуверенное и ограниченное создание, а не они, всегда знающие, чего хотят, с кем дружить, кого бояться. Был, например, сурок, которому я как-то подкинул «вкусненького», и он уже со следующего дня стал ежедневно приходить к моему окну, причем в одно и то же время. Не знаю, о чем он при этом думал и думал ли вообще. Но предположил: животные, как и мы, люди, умеют радоваться и печалиться, у них есть свои привязанности, они заботятся о своей семье или, наоборот, о том, чтобы уединиться. Единственное наше перед ними преимущество – язык...
Они – как мы? Или мы – как они, в том смысле что звереем порой в стремлении утвердить своё «я», подчинить себе других? Об этом спектакль Семена Спивака. А ещё – о любви к ближнему. Потому что без любви жизнь становится пустой, бессмысленной, одним лишь способом существования белковых тел. Что даже для диких животных – беда! Одиночки в природе выживают редко.
Артисты «Молодежки» не только чисто зрительно перевоплощаются в своих персонажей – утконоса, попугаев, кошек, бурундука, бабуинов, индюшек.Они сумели передать залу их боль и радость. В чем-то, конечно, «додуманную» автором и режиссером, но только для того, чтобы задумались мы, зрители.