Источник – Петербургский дневник от 16 января 2019 года
Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке, народный артист России – о важности Года театра
Думаю, что 2019-й назван Годом театра совсем не для тех, кто в театре работает каждый день. Для нас каждый год – год театра.
Мне кажется, что сделано это ради того, чтобы чиновники всех рангов посмотрели на нас серьезнее и наконец поняли, насколько важно это искусство для людей. И если те, кто сегодня озабочен состоянием медицины и образования, наконец поймут, что театр тоже способен врачевать, давать образование и даже в какой-то мере выполнять функции Министерства обороны, быть может, у нас появится шанс…
Ведь по сути, театр − завод человеческого духа, бесплотной, нематериальной силы, без которой невозможно представить здоровое общество.
От своих истоков театр не изменился: никаких электронных передаточных механизмов «от актера к зрителю» не приобрел. Он остается территорией живого общения тех, кто на сцене, и тех, кто в зале. Между ними всегда возникает связь, которая тоже невидима, но в подлинном театре дорогого стоит. И театр можно даже назвать «невидимым фронтом», местом борьбы за нравственность, за формирование человека.
Увы, люди привыкли по достоинству и в денежном исчислении оценивать только материальные продукты, к которым никак не относится та тонкая материя, которую производит театр. Беда в том, что не только в России, а во всем мире, к сожалению, на культуру смотрят с налетом прагматизма, недооценивая то, что происходит в результате ее воздействия на человека.
Когда я узнал, как великий кинорежиссер Клод Лелуш искал деньги на свой гениальный фильм «Мужчина и женщина», то пришел в ужас. Ему пришлось убеждать в необходимости финансирования ленты… производителей автомобилей и убеждать тем, что главный герой − гонщик! Понимаете, его услышали не тогда, когда он говорил об основе основ мира − отношениях между мужчиной и женщиной, а когда он предложил сделать рекламу автомобилей!..
А к кому идти просить деньги театральным людям? Ведь они работают над тем, чему нет цены! И замены, альтернативы тому, что создает настоящий, живой театр, не существует. И я надеюсь, что Год театра убедит в этом всех, кто сомневается или пока еще не успел театр полюбить.