Источник – Вечерний Петербург от 1 марта 2019 года
Текст – Мария КИНГИСЕПП
Творческий вечер главного режиссера и художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке прошел в рамках цикла «Культурная столица». Гостями ведущей цикла Людмилы Фомичевой, директора Дома журналиста, уже были Олег Басилашвили и Йозас Будрайтис, Василий Герелло, Фабио Мастранджело, Михаил Пиотровский…
Главный режиссер и художественный руководитель Молодежного театра Семен Яковлевич Спивак – приверженец русского психологического театра. Он создал авторский театр-дом, в котором главное – атмосфера. Поклонники творчества Спивака (а его спектакли любят несколько поколений петербургской публики) во время встречи узнали о многих неожиданных аспектах его биографии.
Известный факт: в Молодежном театре Спивак фактически живет, не пропускает ни одной репетиции, смотрит почти каждый спектакль. Факт неизвестный: в профессию пришел не сразу – по первому образованию он экономист. «Я родился в Карпатах, в городе Черновцы, в трех часах езды от Львова, – рассказал зрителям Спивак. – До тринадцати лет хорошо рисовал, посещал изостудию во Дворце пионеров. Однажды, проходя мимо актового зала, увидел репетицию театрального кружка. Мне так понравилось, что я начал там заниматься. Но родители настояли, чтобы я сначала получил «нормальную профессию», поэтому после школы я поступил в Ленинградский инженерно-экономический институт. Моим однокурсником был Слава Полунин, несколькими курсами младше нас учился Анатолий Чубайс… Но когда я получил диплом Инжэкона и исполнил таким образом долг перед родителями, вернулся к мечте о театре. Год готовился, спал на полу в квартире у друга, но все-таки поступил в ЛГИТМиК».
Мастерами курса, на котором учился Спивак, были Рехельс и Штокбант. В начале 1980-х начинающий режиссер работал в Театре имени Ленинского комсомола (ныне – Театр-фестиваль «Балтийский дом»). «Я один из всего курса остался после выпуска в Ленинграде и попал на практику в Ленком, которым в те годы руководил Геннадий Опорков. Его талант очень меня развил. Я, например, узнал тогда, что профессия режиссера очень многогранна: постановщик должен быть немножко драматургом, психологом, художником, композитором… В Ленкоме со мной происходило много и смешного и грустного. После смерти Опоркова, когда в театр пришел новый худрук и оскорбил меня, я написал заявление и фактически ушел в никуда. Но без работы был ровно сутки».
Спиваку тогда позвонил Игорь Владимиров и пригласил в Театр имени Ленсовета. Задача была поставлена так: помогать на выпуске спектакля «Зинуля», который Владимиров репетировал с Владимиром Матвеевым и Ириной Мазуркевич. «Я помогал, старался, а спустя год сделал свой спектакль «Я – женщина» с Еленой Соловей в главной роли. Владимиров меня уволил. И я снова ушел в никуда…»
Во время беседы зрителям показывали фотографии и фрагменты видеозаписи спектаклей, о которых шла речь. Семен Яковлевич смотрел на экран с неподдельным интересом, искренне сопереживал и реагировал на кадры и реплики столь же живо и непосредственно, как реагирует он на происходящее и на сцене Молодежки, и в аудиториях на Моховой, где он выпустил уже четыре курса. К слову, мастерской Спивака в текущий Год театра исполняется четверть века, театром он руководит уже 30 лет, а сам Молодежный театр в следующем сезоне отметит 40-летний юбилей.
Отвечая на вопрос о том, как репертуарный театр сочетает в себе традиции и новаторство и что собой в этом смысле представляет Молодежка сегодня, худрук ответил: «В градации «классический» – «современный» – «авангардный» театр мы занимаемся театром современным. Ведь все самое лучшее, правильное и великое всегда находится где-то посередине. Наш театр берет определенную часть и от классики, и от авангарда, но делает что-то свое».
По признанию Спивака, пьесы для постановки он находит «по щелчку»: «Интуитивно, как женщина выбирает мужчину, и наоборот». Что для этого делает режиссер? Не то чтобы часто смотрит свежие премьеры в других театрах и расширяет кругозор, скорее, наоборот, уходит в себя: «Я занимаюсь йогой по ночам, часто езжу к своему учителю в Мадрид. Дыхательная йога – самая глубокая и полезная. Почему по ночам? Потому что с утра я очень хочу спать. И репетиции с 11 утра, как это водится в других театрах, для меня нонсенс. В нашем театре мы репетируем с 14 часов».
Спивак рассказал, что привык работать над постановками долго и вдумчиво, поэтому выпустил примерно в два раза меньше спектаклей, чем его однокурсники (а всего около пятидесяти): «Мы действуем по принципу «спешить надо медленно». Станиславский, которого мы считаем пророком, репетировал лет по пять, Додин – по два-три года. Ребенка невозможно выносить за месяц – только за девять!»
Кстати, Молодежный театр – чуть ли не единственный в городе, где у артистов часто рождаются дети. «Мы этим гордимся и всегда ждем актрис из декретного отпуска, – поделился Спивак. – Мы даже специально снимаем спектакли из репертуара на время отсутствия молодых мамочек».
Разумеется, гостю задали вопрос о его дочери Эмилии Спивак – сегодня уже известной и востребованной актрисе театра и кино, которая служит в труппе Молодежки. Людмила Фомичева провела параллель с московским Театром имени Ленинского комсомола, где под руководством Марка Захарова работает его дочь, актриса Александра Захарова. В «Ленкоме» Саша Захарова играет все главные роли, а у нас Эмилия – обыкновенная артистка, – парировал Семен Яковлевич. – Я задействую ее только в тех ролях, которые ей действительно подходят. Скажу вам по секрету: в жизни у нас с дочерью очень сложные отношения, но в творчестве – очень хорошие».