СЕМЕН СПИВАК «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЛЮДИ – КАК БАБОЧКИ»

Источник — Санкт-Петербургские ведомости от 13 марта 2019 года  Текст — Зинаида Арсеньева В Доме журналиста состоялась творческая встреча с художественным руководителем Молодежного театра Семеном Спиваком. К слову, мастерской Спивака в текущий Год театра исполняется четверть века, театром он руководит уже 30 лет, а сам Молодежный театр в следующем сезоне отметит 40-летие.
Он рассказал о том, почему сначала получил профессию инженера, сколько раз уходил из театров «в никуда», объяснил, отчего «спешить надо медленно». А также пригласил поклонников на премьеру, которая состоится 16 марта.
Как это часто бывает, Семен Спивак пришел в театр не сразу. Хотя полюбил еще в детстве, когда в родном городе - Черновцах - занимался в изостудии Дворца пионеров.
- Однажды я проходил мимо зала, где репетировал детский театр. Остановился, послушал и увлекся. Но, когда окончил школу, родители настояли, чтобы я сначала получил «настоящую профессию». А я родителей чтил. И поступил в ленинградскую Инженерно-экономическую академию. Учился со Славой Полуниным, Анатолием Чубайсом. Исполнив таким образом долг перед родителями, пошел в Театральную академию, - вспоминает Семен Яковлевич.
Потом он попал на практику в Театр им. Ленинского комсомола (ныне - театр-фестиваль «Балтийский дом»). Тогда театром руководил Геннадий Опорков, которого Спивак называет великим:
- Я ему многим обязан. Он, его талант оказали на меня сильное влияние. Опорков развил меня, помог стать режиссером. Ведь режиссер - очень сложная профессия. Он должен быть отчасти и драматургом, и художником, и композитором, и психологом...
После смерти Геннадия Опоркова театр возглавил другой режиссер, и случилось так, что Семен Спивак вынужден был подать заявление об уходе.
- Я ушел в никуда, несмотря на то что у меня тогда была уже семья, маленькая дочь, - говорит Семен Яковлевич. - Без работы я был ровно сутки. А потом мне позвонил Игорь Петрович Владимиров - главный режиссер Театра им. Ленсовета. Сейчас, вспоминая 1980-е, говорят, что главным театром был БДТ. Это не совсем так. Публика очень любила Театр им. Ленсовета. И я любил. Там шли спектакли, которые невозможно было представить в других театрах. Игорь Петрович предложил мне помочь ему с репетициями пьесы Александра Гельмана «Зинуля» - с Ириной Мазуркевич, Владимиром Матвеевым. Я с радостью согласился. Потом мы сделали один из лучших, как я считаю, моих спектаклей - «Я - женщина» с Еленой Соловей. Ну а потом Игорь Петрович меня уволил. И я опять ушел в никуда.
Молодежным театром Семен Спивак руководит уже тридцать лет. Спектакли проходят при полных аншлагах.
На вопрос, можно ли назвать его театр классическим или он все же, скорее, авангардный, режиссер ответил так:
- Мы занимаемся современным театром. Что-то взяли от классического, что-то от авангардного. Золотая середина.
Кроме того, по его мнению, многие совершенно неправильно трактуют термин «авангардный»:
- Ведь авангардное искусство - это нечто совершенно новое. Художник видит то, что еще не видит никто. И это поначалу принимается в штыки, публика не понимает его исканий. А у нас авангардом называют, скорее, эпатаж. Когда полные залы в театре, это не может быть авангардом. Это какой-то искусственный авангард. И именно он почему-то поддерживается критиками, именно эти спектакли выдвигают на премии. А зрителю внушают, что это и есть настоящее искусство.
В Молодежном театре - особая атмосфера. Это театр-дом, театр-семья. Семен Спивак считает, что к артистам, да и вообще ко всем работникам театра, нужно относиться мягко, нежно:
- Театральные люди - как бабочки. В чем одна из сложностей работы режиссера? Ты работаешь не с пишущей машинкой, не с кисточкой и красками, а с людьми. И ты должен каким-то образом сделать так, чтобы они тебя поняли и воплотили на сцене то, что ты чувствуешь и думаешь.
Режиссер шутит, что Молодежный театр - единственный, где женщины рожают детей. Если артистка уходит в декретный отпуск, спектакли, где она занята, снимаются. И ждут, когда она снова вернется на сцену.
- На моей памяти ушли из жизни четыре наших артиста. И все они почти до самой смерти играли на сцене. Театр артистов - место, где они получают теплоту, любовь. И потому тянут до последнего. Например, Леонид Осокин - артист, которого я очень любил. Он ушел из жизни трагически рано - в сорок лет. И за три дня до смерти играл в «Дон Кихоте», покидая для этого хоспис. И играл замечательно!
Режиссер рассказал, как работает над спектаклями.
- Спешить надо медленно, - убежден он. - И мы работаем над спектаклями долго. Да, из-за этого у меня случаются неприятности с чиновниками. Но я бы не мог поставить спектакль быстро. Кстати, Лев Додин тоже раньше репетировал по три года. А если вспомнить Станиславского, то он мог делать спектакль и пять лет. Всему свое время. Невозможно выносить ребенка не за девять месяцев, а, скажем, за три. Вот и спектакль должен созреть.
Сейчас у режиссера - горячая пора. 16 марта в Молодежном театре - премьера. Семен Спивак ставит спектакль «Нас обвенчает прилив» по пьесе французского драматурга Жана Ануя «Ромео и Жанетта». Работа над спектаклем шла почти два с половиной года.
- Мы ставим Ануя не в первый раз, - говорит режиссер (в репертуаре театра есть успешный спектакль «Жаворонок» по пьесе этого драматурга. - Прим. авт.). - В «Ромео и Жанетте» молодой парень делает выбор между размеренной, спокойной жизнью без любви и беспокойной, но наполненной любовью. В пьесе об этом хорошо сказано: если чувствуешь боль - ты жив, если уже нет - тогда ты духовно почти мертв.
Пьеса - смешная и грустная, почти трагическая. Мой любимый жанр - когда все, как в жизни нашей, где радости и горести рядом.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо