Источник — TimeOut от 28 августа 2019 года
Семен Спивак, народный артист России, лауреат премии Правительства России, рассказал TimeOut, куда движется современный театр, и что нас ждет на подмостках в новом сезоне.
Семен Спивак, народный артист России, лауреат премии Правительства России, рассказал TimeOut, куда движется современный театр, и что нас ждет на подмостках в новом сезоне.
Семен Спивак, народный артист России, лауреат премии Правительства России:
— 2019 — Год театра в России. Вы служите театру много лет. Как вы оцениваете театр современный, куда он движется, на ваш взгляд?
— Был период, когда в искусстве активно пропагандировался соцреализм, это была ведущая стезя. Сейчас тоже выделено главное направление — авангардизм. Но приверженность чему-то одному способна погубить многих художников. Есть люди, которые умеют жить в одиночестве, а есть люди, которым обязательно нужно жить в группе. Поэтому многие молодые режиссеры сейчас стремятся работать в авангардном, экспериментальном театре, который, мне кажется, человека разрушает, так как в нем много ненависти, бездушия, жестокости. Кажется, что идти впереди — очень важно, это поощряется. Но нельзя приказывать писать стихи так, а не иначе…
Любое явление, которым увлекаются слишком сильно, рано или поздно доходит до крайности. И когда это происходит, люди вынуждены, образно говоря, заниматься раскопками, чтобы вернуть давно забытое. Это может произойти и с театром. Есть замечательная китайская пословица: «Пусть растут сто цветов». На мой взгляд, в культуре так и должно быть. Нельзя всех призывать идти на охоту — кто-то должен оставаться у очага. Если все уйдут, то очаг погаснет и станет холодно. Так может потеряться «материнская энергия» — энергия тишины и покоя.
— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы по вашим наблюдениям?
— Сегодня много сиюминутного, хотя театр, по большому счету, должен заниматься вечными темами. Но, как говорили мудрецы, истину не найти, к ней можно только приблизиться… В одном дзен-буддийском трактате я прочитал, что сильное и твердое умирает легко, а мягкое и слабое живет долго. Человек беззащитен. И я понимаю театр как рассказ о человеке, как прощение его грехов, как поддержку в сложные минуты. Театр, живопись, музыка — это обращение к сердцу; если сердце не бьется, то и жизни нет.
— Изменился ли зритель?
— Феллини однажды сказал, что он больше не будет снимать фильмы, так как его зритель умер. Так вот: наш зритель не умер! Мне нравится наш зрительный зал.
Но в целом, души людей остывают. Эта проблема отражена даже в статистике браков и расставаний. И искусство, созданное только умом, без сердца, укрепляет эту тенденцию. Если следовать только разуму, становится холодно, а если только сердцу — появляется сладковатый привкус. Во всем нужна «золотая середина». Также очень важно совмещать опыт и молодость — великие вещи рождаются, когда художник опирается на достижения веков и в то же время чувствует дыхание нового времени.
— Какие новые постановки в вашем театре ждать этой осенью?
— К декабрю готовим премьеру спектакля «Загадочные вариации» по известной пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта, она выйдет в преддверии 60-летия автора. Новый спектакль планируется только один, но в этом сезоне нам предстоит настоящий творческий марафон, так как театру исполняется 40 лет. День рождения мы торжественно и масштабно отметим в июне, а в течение всего сезона каждый месяц будем дарить зрителю что-то новое. Например, в октябре соберутся вместе все мои ученики, чтобы отметить 25-летие создания нашей актерско-режиссерской мастерской в Театральном институте. В ноябре в рамках Театральной олимпиады осуществим проект, подробно знакомящий зрителей с творчеством современного американского драматурга Дона Нигро. Осенью и весной привезем в Петербург испанский и шведский театры. А в январе и марте расскажем о наших артистах, стоявших у истоков создания театра и творящих его сегодняшний день.